М.М. Догужиева
12
Безусловно, основное развитие техники и трудовых навыков людей
происходило в ремесленной сфере города, где создавалось текстильное,
шерстяное, шелковое, хлопчатобумажное, кожевенное производство,
производство изделий из металла, стекла, керамики, чеканка монеты и
т.д. Изделия ремесленников распространялись по всей Европе. Все это
было бы невозможным без накопления глубоких и разнообразных эм-
пирических знаний, без их теоретического осмысления. Впрочем, тео-
ретики того времени в большинстве своем были далеки от насущных
потребностей практики.
Некоторые технические устройства кардинально меняли миро-
устройство эпохи. Так, например, механические часы с колесами и бо-
ем, конструкцию которых, по мнению некоторых исследователей, изоб-
рел Герберт из Орийяка в 1000 г., появились на башнях в Германии око-
ло 1200 г. Авторство Герберта оспаривают, но в 994 г. он построил в
Магдебурге солнечные часы, что документально подтверждено.
Чтобы оценить глубину перемен в восприятии времени, вызванных
этим техническим новшеством, необходимо вспомнить, что столетиями
ритм жизни людей определялся природными факторами — сменой дня
и ночи, зимы и лета, порядком полевых работ и т.п. Время исчислялось
по солнцу, звездам, по перекличке петухов, по бесчисленным приметам,
которые позднее были забыты. В Средние века использовались и часы
(песочные, солнечные, а также дорогие и громоздкие водяные), но они
были скорее забавой, чем приборами для измерения времени. В услови-
ях малоподвижного аграрного общества раннего Средневековья человек
не нуждался в точном измерении времени и был по сути безразличен к
его течению. Время отсчитывала сама природа, и оно не зависело от че-
ловека.
Механические часы воспринимались как автомат по производству
времени, созданный руками человека. Они создавали упорядоченность
и размеренность жизни: неслучайно часы появились прежде всего в мо-
настырях, обеспечивая стабильность и прочность монастырского регла-
мента, неслучайно именно церкви начали украшать часами, поскольку
именно там вели счет времени. Отличительной чертой эпохи Средневе-
ковья были звон церковных колоколов, призывающих к заутрене, обед-
не, вечерне, церковный календарный круг с большими церковными
праздниками и постами.
Однако механические часы отсчитывали время земной повседнев-
ности, заполненное практическими делами, а не время сакральных со-
бытий и религиозных ритуалов. Бой часов, днем и ночью звучащий с
бесчисленных башен Западной Европы как «жуткий символ убегающе-
го времени» (О. Шпенглер), напоминал людям о бренности земной
жизни, о ценности навеки уходящих мгновений. Изобретение механи-
ческих часов стало значительным шагом в развитии нового мировоззре-