Background Image
Previous Page  5 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 15 Next Page
Page Background

Наука и техника в социокультурном контексте Средневековья

5

наху-алхимику Бертольду Шварцу, чье имя на алхимическом жар-

гоне означает название фазы в процессе приготовления философско-

го камня. Кстати, тот же Р. Бэкон, далеко опережая свое время, пред-

лагал использовать для военных нужд химию, утверждая, что можно

изготовить невидимые и ощутимые лишь по запаху газы, вносящие

«заразу» в неприятельские войска.

Отчасти аналогичной была ситуация с астрологией, которую

И. Кеплер позже назовет «сумасбродной дочерью матери-астро-

номии». Возникнув на Древнем Востоке, она распространилась в ан-

тичной Греции и попала в христианскую Европу как учение о связи

земного и небесного миров. То, что такая связь существует, давно при-

знано современной наукой, но до сих пор нет соответствующей тео-

рии, которую можно было бы применять на практике, предсказывая

человеческую жизнь. Средневековые астрологи составляли гороскопы,

пытаясь угадать связь личных судеб с движениями небесных тел, и в

условиях дефицита знаний неизбежно принимали ее мистический,

сверхъестественный характер.

Оживлению научных исследований в отсталой Европе способ-

ствовали контакты с арабским Востоком, где с VII в. утвердился ис-

лам и возникла высокоразвитая цивилизация, впитавшая в себя мно-

гие достижения эллинской античности. На арабский язык переводи-

лось множество древних рукописей, появлялись сочинения по

логике, астрономии, математике. В трудах аль Хорезми к XI в. сло-

жилась алгебра как самостоятельная наука, Авиценна совершил

множество открытий в медицине, арабский мыслитель Аверроэс

вновь открыл для Европы имя Аристотеля.

В период крестовых походов европейцы, соприкоснувшись с бо-

лее высокой культурой Востока, переняли от нее очень многое: более

совершенные способы обработки земли и приемы ремесла, техниче-

ские изобретения (например, ветряные мельницы), новые и полезные

растения (гречиху, рис, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы),

шелк, стекло и т.д., не говоря о правилах гигиены, традициях эроти-

ческой поэзии, умении воевать. С Востока в Европу пришел кодекс

рыцарской чести и утонченная роскошь повседневной жизни.

В контексте нашей темы влияние арабской культуры сказалось

прежде всего в области математики. В этой связи интересна фигура

Герберта из Орийяка (ок. 946–1003), впоследствии папы Сильвест-

ра II [5]. Он получил образование в Испании под руководством араб-

ских ученых. Имя этого человека, первым из французов избранного

папой римским, окружено легендами, его обвиняли в чернокнижии и

колдовстве. Именно Герберт познакомил Западную Европу с некото-

рыми воспроизведенными арабами элементами античной и индий-

ской математики, где уже в VII в. разрабатывались квадратные урав-