Наука и техника в социокультурном контексте Средневековья
5
наху-алхимику Бертольду Шварцу, чье имя на алхимическом жар-
гоне означает название фазы в процессе приготовления философско-
го камня. Кстати, тот же Р. Бэкон, далеко опережая свое время, пред-
лагал использовать для военных нужд химию, утверждая, что можно
изготовить невидимые и ощутимые лишь по запаху газы, вносящие
«заразу» в неприятельские войска.
Отчасти аналогичной была ситуация с астрологией, которую
И. Кеплер позже назовет «сумасбродной дочерью матери-астро-
номии». Возникнув на Древнем Востоке, она распространилась в ан-
тичной Греции и попала в христианскую Европу как учение о связи
земного и небесного миров. То, что такая связь существует, давно при-
знано современной наукой, но до сих пор нет соответствующей тео-
рии, которую можно было бы применять на практике, предсказывая
человеческую жизнь. Средневековые астрологи составляли гороскопы,
пытаясь угадать связь личных судеб с движениями небесных тел, и в
условиях дефицита знаний неизбежно принимали ее мистический,
сверхъестественный характер.
Оживлению научных исследований в отсталой Европе способ-
ствовали контакты с арабским Востоком, где с VII в. утвердился ис-
лам и возникла высокоразвитая цивилизация, впитавшая в себя мно-
гие достижения эллинской античности. На арабский язык переводи-
лось множество древних рукописей, появлялись сочинения по
логике, астрономии, математике. В трудах аль Хорезми к XI в. сло-
жилась алгебра как самостоятельная наука, Авиценна совершил
множество открытий в медицине, арабский мыслитель Аверроэс
вновь открыл для Европы имя Аристотеля.
В период крестовых походов европейцы, соприкоснувшись с бо-
лее высокой культурой Востока, переняли от нее очень многое: более
совершенные способы обработки земли и приемы ремесла, техниче-
ские изобретения (например, ветряные мельницы), новые и полезные
растения (гречиху, рис, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы),
шелк, стекло и т.д., не говоря о правилах гигиены, традициях эроти-
ческой поэзии, умении воевать. С Востока в Европу пришел кодекс
рыцарской чести и утонченная роскошь повседневной жизни.
В контексте нашей темы влияние арабской культуры сказалось
прежде всего в области математики. В этой связи интересна фигура
Герберта из Орийяка (ок. 946–1003), впоследствии папы Сильвест-
ра II [5]. Он получил образование в Испании под руководством араб-
ских ученых. Имя этого человека, первым из французов избранного
папой римским, окружено легендами, его обвиняли в чернокнижии и
колдовстве. Именно Герберт познакомил Западную Европу с некото-
рыми воспроизведенными арабами элементами античной и индий-
ской математики, где уже в VII в. разрабатывались квадратные урав-