Background Image
Previous Page  2 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 15 Next Page
Page Background

М.М. Догужиева

2

вертикальных связей (строгую феодальную иерархию наследуемых

социально-юридических уровней) и горизонтальных корпоративного

типа (сельские общины, ремесленные цеха, купеческие гильдии, ры-

царские ордена и т. д.).

Духовной скрепой феодального общества стало христианство, при-

шедшее на смену разнообразным языческим верованиям коренных

народов Европы. Христианская церковь оказалась единственной орга-

низацией, пережившей крушение античного мира — единственной си-

лой, объединяющей Европу и сохраняющей остатки культурного насле-

дия античности. В средневековой системе образования школы вначале

существовали только при церквях и монастырях, где хранились древние

рукописи и работали немногие «книжники» — ученые, философы, бо-

гословы. Поскольку языком церкви был латинский, он же стал языком

образования и науки, что увеличило дистанцию между узким кругом

образованной элиты и большинством безграмотного народа.

Считается, что программа средневековых школ была заимствова-

на у Марциана Капеллы, римского ритора и философа V в. н. э. Она

включала в себя «семь свободных искусств», процесс обучения кото-

рым делился на два цикла: тривиум (грамматика, риторика, логика) и

квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Латин-

ский корень «тривиум» из древней школьной практики перешел в со-

временный язык: «тривиальным» называют нечто очевидное, баналь-

ное, прописную истину. Образование античного человека заканчива-

лось на тривиуме, а человек Средневековья продолжал изучать науки

в рамках квадривиума. По окончании цикла квадривиума школяр мог

отправиться изучать право, богословие и медицину в школах, кото-

рые позже назовут университетами. С XI в. они стали основой свет-

ского образования в Европе.

Учебная литература VI–VII вв. представляла собой набор эклек-

тичных знаний, отрывков из сочинений греческих и латинских «от-

цов церкви», уцелевших со времен античности. Весьма характерны-

ми были 20-томные «Этимологии» Исидора Севильского (560–636),

епископа Толедо, которые являлись подобием энциклопедии, объ-

единяющей скудные знания того времени [4]. Любопытно, что этого

средневекового автора современные пользователи Интернета рас-

сматривают как создателя «Википедии» своей эпохи и считают

небесным покровителем всемирной сети. Во многих странах день

кончины Исидора Севильского (4 апреля) отмечают как день Интер-

нета. Дату и месяц его смерти (404) связывают с общепринятым

стандартным кодом ответа HTTP «Ошибка 404», означающим: кли-

ент был в состоянии общаться с сервером, но сервер не может найти

данные согласно запросу. И это лишь одно из «странных сближений»

Средних веков с началом компьютерной эры.