М.М. Догужиева
2
вертикальных связей (строгую феодальную иерархию наследуемых
социально-юридических уровней) и горизонтальных корпоративного
типа (сельские общины, ремесленные цеха, купеческие гильдии, ры-
царские ордена и т. д.).
Духовной скрепой феодального общества стало христианство, при-
шедшее на смену разнообразным языческим верованиям коренных
народов Европы. Христианская церковь оказалась единственной орга-
низацией, пережившей крушение античного мира — единственной си-
лой, объединяющей Европу и сохраняющей остатки культурного насле-
дия античности. В средневековой системе образования школы вначале
существовали только при церквях и монастырях, где хранились древние
рукописи и работали немногие «книжники» — ученые, философы, бо-
гословы. Поскольку языком церкви был латинский, он же стал языком
образования и науки, что увеличило дистанцию между узким кругом
образованной элиты и большинством безграмотного народа.
Считается, что программа средневековых школ была заимствова-
на у Марциана Капеллы, римского ритора и философа V в. н. э. Она
включала в себя «семь свободных искусств», процесс обучения кото-
рым делился на два цикла: тривиум (грамматика, риторика, логика) и
квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Латин-
ский корень «тривиум» из древней школьной практики перешел в со-
временный язык: «тривиальным» называют нечто очевидное, баналь-
ное, прописную истину. Образование античного человека заканчива-
лось на тривиуме, а человек Средневековья продолжал изучать науки
в рамках квадривиума. По окончании цикла квадривиума школяр мог
отправиться изучать право, богословие и медицину в школах, кото-
рые позже назовут университетами. С XI в. они стали основой свет-
ского образования в Европе.
Учебная литература VI–VII вв. представляла собой набор эклек-
тичных знаний, отрывков из сочинений греческих и латинских «от-
цов церкви», уцелевших со времен античности. Весьма характерны-
ми были 20-томные «Этимологии» Исидора Севильского (560–636),
епископа Толедо, которые являлись подобием энциклопедии, объ-
единяющей скудные знания того времени [4]. Любопытно, что этого
средневекового автора современные пользователи Интернета рас-
сматривают как создателя «Википедии» своей эпохи и считают
небесным покровителем всемирной сети. Во многих странах день
кончины Исидора Севильского (4 апреля) отмечают как день Интер-
нета. Дату и месяц его смерти (404) связывают с общепринятым
стандартным кодом ответа HTTP «Ошибка 404», означающим: кли-
ент был в состоянии общаться с сервером, но сервер не может найти
данные согласно запросу. И это лишь одно из «странных сближений»
Средних веков с началом компьютерной эры.