Наука и техника в социокультурном контексте Средневековья
13
ния, характеризующего следующий этап европейской истории — эпоху
Возрождения.
В целом технический прогресс в Средние века — явление во мно-
гом парадоксальное. Правящий класс феодалов предпочитал развитию
техники усиление насильственного давления на подневольную кре-
стьянскую массу. Консервативная цеховая организация ремесленного
производства с XIII–ХIV вв. мало способствовала внедрению техниче-
ских новшеств. Тем не менее сама рациональная организация средневе-
ковой экономики, при которой различные стороны хозяйственной жиз-
ни взаимно поддерживают и стимулируют друг друга, неизбежно при-
водила к постепенному нарастанию усовершенствований: технические
новинки собирались, распространялись, применялись для упорядочива-
ния соответствующей отрасли.
Казалось бы, это противоречило господствующей христианской
идеологии, утверждающей высшую ценность духовных устремлений к
Богу, а не земной жизни. Но в Средние века именно монастыри пер-
выми внедряли технические изобретения и новые способы хозяйство-
вания. Стремление облегчить тяжелый физический труд, механизиро-
вать монотонные операции диктовалось необходимостью дать всем
людям досуг для духовного совершенствования, для молитвенного об-
ращения к Богу.
Объективно оценивая всю противоречивость научно-технического
прогресса эпохи феодализма на исходе Средневековья в XV в., совре-
менные исследователи говорят о признаках технической революции,
суть которой состоит в овладении силами природы, животных, ветра и
воды. Ее главное достижение не в этике или схоластике, а «в построе-
нии (впервые в истории) сложной цивилизации, не основанной на
использовании тяжелого труда рабов» [6, с. 283]. Подлинный расцвет
европейской науки и создаваемой на ее основе техники начнется в
эпоху Нового времени, но он был бы невозможен без прорывов и до-
стижений Средневековья.
Проблемы, поставленные перед научно-технической мыслью в
Средние века, успешно разрешали последующие поколения. Люди
Средневековья отводили науке и технике отнюдь не первое место в
иерархии существующего, и тем самым преподали нам мировоззренче-
ский урок. В нашу эпоху безудержного научно-технического прогресса
их опыт способен помочь в осмыслении болевых проблем обществен-
ного развития.
В заключение отметим один многозначительный факт: предвидя
возвращение в социальную практику некоторых средневековых струк-
тур, великий русский философ Н.А. Бердяев (1874–1948) неслучайно
назвал одну из своих знаменитых книг «Новое Средневековье».