Previous Page  8 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 12 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

8

Гуманитарный вестник

# 7·2017

Последняя попытка найти универсальный научный метод была пред-

принята уже во второй половине ХХ в. в рамках такого влиятельного

направления западной философии науки, как постпозитивизм (Поп-

пер, Лакатос, Агасси и др.). В качестве универсального научного ме-

тода был предложен гипотетико-дедуктивный метод, но не в индук-

тивистском, а в фальсификационистском варианте [6].

Сегодня очевидно, что все попытки философов и ученых найти

для науки некий единственный, общезначимый и универсальный ме-

тод были изначально обречены на провал. Невозможность осуществ-

ления такого методологического проекта заключалась, во-первых,

в качественном многообразии научных проблем и объектов научного

познания, требующих от ученого при их решении творческого и кон-

кретного подхода, учета не только специфики содержания новой

проблемы по сравнению с прежними проблемами, но и вытекающей

отсюда необходимости нахождения адекватного для новой проблемы

метода ее решения (это будет либо новая комбинация уже известных

науке методов, либо изобретение нового, еще не известного науке

метода).

Во-вторых, методологический монизм был невозможен в науке

в силу разнообразия структурных элементов научного знания и каче-

ственно различной онтологии не только таких наиболее крупных струк-

тур научного знания, как логико-математическая, естественнонаучная,

техническая и социально-гуманитарная области знаний, соответствую-

щих своим особым стандартам научной рациональности [2], но и уров-

ней научного знания (чувственный, эмпирический, теоретический и ме-

татеоретический) [2]. Также функционально противоположны виды

научного знания: аналитическое и синтетическое, априорное и апосте-

риорное, исходное и выводное, чувственное и рациональное, дискурс-

ное и интуитивное, явное и неявное, описательное и нормативное и др.

А самое главное заключается в том, что все указанные выше структур-

ные элементы научного знания имеют свои специфические методы по-

лучения, легитимации, обоснования, а также свои особые критерии ис-

тинности.

Методологическая культура современного ученого включает в се-

бя не только осознание отсутствия универсального метода научного

познания, а также признание огромного по своей мощи и разнообра-

зию методологического арсенала науки, но и того, что любой из ис-

пользуемых в науке методов имеет ограниченную область примене-

ния. Таким образом, методологическая истина в науке столь же

конкретна, как и любая предметная истина науки. Вышесказанное

отнюдь не означает отрицания важной роли методологического нор-

мативизма в научном познании или правомерности истолкования ме-

тодологического плюрализма только в духе методологического анар-