Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

4

Гуманитарный вестник

# 7·2017

Автор статьи разделяет вторую точку зрения, согласно которой

в реальной науке существует множество разных единиц, видов и об-

ластей научного знания, качественно различных между собой и по

содержанию, и по форме [2]. Поэтому в науке не может быть некоего

главного, а тем более универсального метода решения всех ее про-

блем, единого алгоритма получения и обоснования научного знания

любого вида [1]. Закономерным следствием этого является отсут-

ствие в реальной науке универсального критерия истинности для лю-

бого вида научного знания. Однако, в отличие от концепции без-

брежного методологического плюрализма (П. Фейерабенд), в теории

системного методологического плюрализма утверждается, что мно-

жество методов научного познания образует некую целостность,

в рамках которой различные методы не только взаимосвязаны между

собой, но и ограничивают и дополняют друг друга в ходе осуществ-

ления научно-познавательной деятельности научного сообщества.

Каждая парадигма методологии науки и каждый из ее вариантов ин-

дуцируют некий ряд практических рекомендаций для познавательной

деятельности ученого, определяя ее технологию или методологиче-

скую культуру ученого. Вот почему так важны критический анализ

методологических парадигм во всех их вариантах и определение как

их положительного содержания, так и существенных ограничений

и недостатков.

Методологическая культура ученого — это совокупность его зна-

ний о способах получения, обоснования и применения научного зна-

ния, а также об основанных на них когнитивных технологиях научно-

познавательной деятельности [2]. Методологическая культура ученого

формируется под действием двух основных факторов:

1) реальной практики его научной работы;

2) знания различных методологических теорий науки.

Анализ обоих указанных факторов однозначно свидетельствует

о том, что в каждом из них имеет место плюрализм. Многообразие

методов научного познания можно зафиксировать уже в античной

науке. Для современной и огромной по объему системы научного

знания, состоящей из качественно различных областей научного зна-

ния со своими методами (математика, естествознание, технические

науки, социально-гуманитарное знание), разных уровней научного

знания (чувственное, эмпирическое, теоретическое и метатеоретиче-

ское знание), из огромного числа научных дисциплин, различающих-

ся методами и методиками, существование в современной науке ме-

тодологического плюрализма стало уже очевидным фактом, не

нуждающимся в философском обосновании, и который, напротив,

необходимо взять за основу дальнейшего анализа [2]. Остановимся

в этой связи только на одном аспекте существования методологиче-

ского плюрализма в науке — плюрализме методов на разных уровнях

научного познания.