Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

Парадигмы методологии науки и методологическая культура ученого

Гуманитарный вестник

# 7·2017 7

ления труда в науке. Эмпирическая (статистическая) обработка дан-

ных наблюдения, их обобщение, создание эмпирических (рациональ-

ных) моделей и законов наблюдаемых явлений — другой вид научной

практики, требующий от ученого иных навыков и методов научной

работы, по сравнению с экспериментатором. Также отличается от рас-

смотренных выше двух видов научной деятельности работа теоретика

по конструированию логически доказательных моделей знания об

объекте. Здесь от ученого требуется прекрасное знание математики

и логики, виртуозное владение их аппаратом, развитое продуктивное

воображение в сочетании с ясностью и строгостью мысли. Метатеоре-

тическая деятельность (общенаучная и философская рефлексия) тре-

бует от ученого таких навыков и способностей, как широкая научная

и философская эрудиция, знание истории и философии науки, умение

работать на стыке науки с философией, мировоззрением, культурой.

Данные навыки научного исследования мало или совсем не востребо-

ваны на других уровнях научного знания, так как перед учеными стоят

иные научные и практические цели и задачи, чем перед метатеорети-

ками. Как свидетельствует история науки, функции метатеоретиков

выполняют в основном создатели новых теоретических парадигм

и фундаментальных исследовательских программ в науке.

Тем не менее хорошо известно, что в истории философии и мето-

дологии науки был предпринят ряд попыток разработать некий уни-

версальный научный метод. В античную эпоху такие попытки сдела-

ли Платон и Аристотель, в Новое время — Бэкон, Декарт, Галилей,

Ньютон, в XVIII в. — представители немецкой классической фило-

софии, в том числе Гегель с его идеалистическим диалектическим

методом, в конце XIX в. — создатель феноменологии Гуссерль, а в

первой половине XX в. — логические позитивисты (Нагель, Карнап,

Рейхенбах и др.), а также их непримиримые оппоненты — предста-

вители марксистско-ленинской философии, объявившие в качестве

универсального и единственно научного метода диалектико-

материалистический. Хорошо известно, к каким печальным послед-

ствиям для развития советской науки это привело. Почти все фунда-

ментальные научные теории XX в. (теория относительности, кванто-

вая механика, теория большого взрыва в космологии, генетика,

кибернетика, теория систем, математическая логика, конструктивная

математика, социология, структурная лингвистика, не говоря уже

о новейших теориях в области социальных, экономических, полити-

ческих и гуманитарных наук) были объявлены в СССР лженауками.

Главным основанием для такой оценки было несоответствие этих

теорий требованиям диалектико-материалистического метода, со-

гласно которому любая наука должна рассматривать исследуемые

и описываемые ею объекты и явления исключительно в развитии.