1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 7·2017 1

УДК 007 DOI 10.18698/2306-8477-2017-7-453

Парадигмы методологии науки

и методологическая культура ученого

© С.А. Лебедев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены методологическая культура ученого, ее содержание, условия форми-

рования. Реконструированы основные парадигмы методологии науки: монистиче-

ская, плюралистическая и их варианты. Показана принципиальная невозможность

реализации монистической парадигмы методологии науки в реальной науке. Это

обусловлено двумя факторами: качественным разнообразием объектов научного по-

знания и структурным разнообразием областей, уровней, научных дисциплин и видов

научного знания. Дан критический анализ плюралистической парадигмы методоло-

гии науки в ее анархистском варианте (П. Фейерабенд). Обоснована системно-

плюралистическая модель методологии науки в качестве наиболее адекватной ре-

альной науке.

Ключевые

слова:

научный метод, методология науки, методологическая культура

ученого, парадигмы методологии науки, структура современной методологии

науки

В истории методологии науки издавна конкурируют две методоло-

гические парадигмы: монизм и плюрализм. Согласно монистической

парадигме, научное познание должно отличаться от всех других спосо-

бов человеческого познания (обыденного, мифологического художе-

ственного, религиозного, философского и др.) неким универсальным

специфическим именно для науки методом. Согласно плюралистиче-

ской парадигме, такого универсального метода не существует, а в ре-

альном научном познании используется большое количество разных,

в том числе противоположных по своим функциям, методов получения

и обоснования знания: опыта и мышления, наблюдения и описания, ин-

дукции и дедукции, анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации,

констатации и интерпретации, обобщения и конкретизации, подтвер-

ждения и опровержения, гипотез и выводов, материального и мыслен-

ного эксперимента, интуиции и логики, проектирования и его мате-

риальной реализации и др. В рамках плюралистической парадигмы

термин «научный метод» интерпретируется не как понятие или обозна-

чение некоего универсального метода, а лишь как собирательный тер-

мин, определяющий множество разных средств познания, используе-

мых в науке [1]. Существует несколько вариантов развития и

обоснования указанных парадигм [2].

Две основные версии монистической парадигмы — эмпирическая

и рационалистическая. В рамках эмпиризма — это два варианта ин-

дуктивистской методологии: классический индуктивизм (Бэкон,