Previous Page  10 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 12 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

10

Гуманитарный вестник

# 7·2017

тельности человека, поскольку практика, как правило, не является

строго определенной реальностью и допускает некоторые люфты или

интервалы значений своих основных параметров.

Системно-плюралистический характер современной методологии

научного познания получил четкое закрепление в структуре методо-

логии научного познания. Данная дисциплина состоит из пяти основ-

ных разделов:

1) общенаучная методология, предметом которой является опи-

сание и анализ методов научного познания, применяемых во всех об-

ластях науки;

2) отраслевая методология науки, предметом которой является

описание и анализ методов научного познания, характерных для той

или иной области научного знания (очевидно, что методы математи-

ки и логики существенно отличаются от методов естествознания,

а последние — от методов социально-гуманитарных наук, особые

методы существуют и в технических науках, а также в междисци-

плинарных исследованиях);

3) уровневая методология науки, предметом которой является

описание и анализ методов различных уровней научного познания

(чувственного, эмпирического, теоретического и метатеоретического);

4) историческая методология науки, предметом которой является

описание и анализ методов научного познания в различных культур-

но-исторических типах и состояниях науки;

5) дисциплинарная методология науки, предметом которой явля-

ется описание и анализ методов различных научных дисциплин. Этот

раздел методологии научного познания является настолько конкрет-

ным, а его методы так жестко привязаны к содержанию той или иной

научной дисциплины, что он только фиксируется, но уже не излага-

ется в рамках общенаучной методологии. Знание о конкретных мето-

дах отдельных научных дисциплин не имеет общенаучного методо-

логического статуса: студенты получают информацию об этих

методах вместе с изложением самого содержания каждой из дисци-

плин. Таким же образом оно усваивается начинающим ученым.

Важнейшей чертой методологической культуры современного

ученого является не только понимание системно-плюралистической

природы методологического знания, но также конструктивного и ис-

торического характера этого вида знания. Методологическая культу-

ра современного ученого предполагает осознание важного обстоя-

тельства, что все идеалы и нормы научного исследования имеют

социально-исторический, конструктивный или конвенциональный

(консенсуально-научный) характер [2]. Обращение к реальной исто-

рии науки убедительно свидетельствует о том, что методологические

представления ученых развиваются вместе с содержанием науки, ме-

тодологическое знание не является ни априорным, ни зависящим