Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

2

Гуманитарный вестник

# 7·2017

Милль) и неоиндуктивизм (Карнап, Рейхенбах и др.). Согласно ин-

дуктивистской методологии, универсальным методом научного по-

знания является индукция, понимаемая либо как способ открытия и

доказательства научных законов путем постепенного восхождения

познания от единичного и частного к общему (классический индук-

тивизм — Бэкон, Милль, Гершель, Уэвелль), либо как эмпирическое

обоснование научных законов опытом, подтверждение их истинности

данными наблюдения и эксперимента (неоиндуктивизм — Джевонс,

Рейхенбах, Нагель, Карнап). Альтернативная индуктивизму концеп-

ция методологического монизма была представлена тремя рациона-

листическими концепциями:

1) дедуктивно-интуиционистской теорией научного познания Де-

карта;

2) диалектической логикой Гегеля;

3) феноменологической методологией Гуссерля.

Вместе с тем необходимо отметить, что в истории методологии

науки всегда имели место также различные варианты плюралистиче-

ской парадигмы. В Новое время это были концепции Лейбница, Лок-

ка, Юма и Канта, которые стремились избежать вульгарной односто-

ронности эмпиризма и рационализма. Лейбниц развил концепцию

противоположности аналитических и синтетических истин в науке

и принципиального различия методов логики и математики, приме-

няемых к аналитическому знанию, и методов естественных и соци-

альных наук, имеющих дело с синтетическим знанием. Локк разли-

чал интуитивное, эмпирическое и математическое знания и методы

их получения и обоснования. Юм проводил границу не только между

естественнонаучным и математическим знаниями и методами их по-

лучения и обоснования, но и между случайным (описание данных

опыта) и необходимым (утверждения о причинах явлений и научных

законах) знаниями и методами их принятия учеными. Наконец,

в теории познания Канта было зафиксировано наличие в структуре

научного знания таких качественно противоположных видов знания,

как априорное и апостериорное, всеобщее и частное, фактическое

и необходимое, природа и методы получения и обоснования которых

также существенно различаются между собой (интуиция, логические

методы, продуктивное воображение, эмпирический опыт).

В философии и методологии науки XX в. противоположность мо-

нистической и плюралистической методологических парадигм была

воспроизведена на новой основе. Монистическая методологическая

парадигма была представлена двумя непримиримыми между собой

версиями. С одной стороны, это марксистско-ленинская эпистемоло-

гия с ее учением о диалектико-материалистическом методе как един-

ственно научном методе познания и о практике как универсальном

критерии истинности любого, в том числе и научного, знания. С дру-