Previous Page  6 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 19 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

6

Гуманитарный вестник

# 2

2016

истекают два фундаментальных положения: 1) каждый имеет равное

право на свободу, как и любой другой; 2) экономическое и социаль-

ное неравенство (богатство и власть) справедливы только тогда, ко-

гда несут общую пользу и компенсируют потери наиболее незащи-

щенных членов общества с учетом того, чтобы формы неравенства

можно было предвидеть [8, с. 114].

В защиту неравенства приводят два аргумента. Во-первых, обще-

ство без неравенства ведет к тоталитаризму. Во-вторых, неравенство

социального положения в рамках определенных границ, установлен-

ных статусом гражданина, будучи средством развития человека, слу-

жит условием свободного общества [9, с. 513].

Однако существуют ли подобные объективные этические исти-

ны? Можно с уверенностью настаивать лишь на том, что у индивидов

есть права; есть нечто такое, чего не может сделать ни один человек

и ни одна группа людей, не нарушая прав других. И поскольку госу-

дарство должно было родиться если не одним, так другим способом,

оно есть спонтанно рождающийся организм, и оно должно занять

свое естественное место — стать ультраминимальным механизмом,

удерживающим монополию на любое применение силы, исключая

случаи необходимой и немедленной самозащиты. Минимальное го-

сударство — это та утопия, которая воодушевляет людей на труд и

самоотдачу [10, с. 408].

Пафос этики ответственности присутствует в работах немецкого

философа и социолога М. Вебера, который пришел к выводу о том,

что всякое этически ориентированное действие может подчиняться

двум различным максимам: либо «этике ответственности», либо

«этике убеждения». Этика ответственности предполагает принятие

ответственных решений, исходящих из понимания последствий по-

литических действий на основе учета конкретной обстановки, готов-

ности политика отвечать за те результаты своих действий, которые

можно было предвидеть. Этика ответственности допускает возмож-

ность определенных нравственных издержек в политике при условии,

что этим можно предотвратить большее зло [11], но это может быть и

уловка для политика, что подметил американский философ немецко-

го происхождения Г. Йонас, который наполнил принцип ответствен-

ности новым содержанием [12].

Почему этика успеха или этика убеждений не может быть этикой

будущего? Для такой этики, направленной на более или менее изоли-

рованную ценностную идею (справедливость, любовь, правда), важна

исключительно внутренняя мотивация лица, совершающего дей-

ствие. Она не учитывает при этом следствия решения или действия,

конкретную ситуацию, ее требования или последствия. Такая «абсо-

лютная» этика опасно неисторична (игнорирует сложившуюся ком-