Previous Page  12 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 19 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

12

Гуманитарный вестник

# 2

2016

благ, это диспозиционное свойство, связанное с объективными ха-

рактеристиками объекта, но приписываемое нами благу. Свойство

социальной значимости благ социально сконструировано, т. е. некое

благо может быть социально значимым для одних и не быть таковым

для других [29].

Молодежная среда копирует и зеркально отображает в себе все

наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Ис-

следования молодежных проблем показывают тревожную тенденцию

замены ценностей антиценностями. Среди ценностных установок,

доминирующих сегодня в российском обществе, экспертами были

отмечены следующие антиценности: культ денег, безразличие и ин-

дивидуализм, вседозволенность, циничный прагматизм, культ карье-

ры (не честолюбие, а именно стремление выдавить кого-то и затем

утвердиться любыми способами, обеспечивая себе управленческий

ресурс как средство добывания земных благ), крах семьи (традиции

семьи начинают уступать место верховенству «я»), социальное

иждивенчество, сексуальная распущенность, вредные привычки:

наркомания, алкоголизм, сквернословие. Отсюда неутешительный

вывод о моральной деградации нации, о том, что первопричиной кри-

зиса является нарастающий разрыв между этическими установками и

требованиями социальной среды [30]. Выход из тупика находится в

возврате к утраченным достижениям СССР (комплекс ГТО, закреп-

ление выпускников вузов, управляемая экономика), что само по себе

указывает на аккуратное отношение к прошлому, а не огульное его

порицание. Но это не касается моральных предписаний, которые ка-

тегорически противоречат принятым на вооружение установкам.

Связано это не только с тем, что за последние десятилетия социо-

культурная среда качественно изменилась и до такой степени, что

степень понимания смысловых доминант одного и того же художе-

ственного произведения (и политического события. —

Г.Л.

) у пред-

ставителей разных социоментальных групп сильно разнится [31], но

с тем, что власть перестала выполнять свою главнейшую функцию —

задавать вектор внутренних устоев личности, придающих ей устой-

чивость в ситуации неопределенности.

Один из оригинальных умов XIX в., русский мыслитель И.В. Ки-

реевский (1806–1856), узрел такого рода опасность и пытался повер-

нуть внимание человека к подлинным истокам нравственности.

С этой целью он организовал перевод с древнегреческого языка на

русский и издание выдающихся произведений отцов-основателей

церкви, что заложило фундамент для Золотого века русской религи-

озной философии и Серебряного века русской литературы, на кото-

рых воспитывались поколения. Вместе с тем, понимая недостаточ-

ность этой меры, И.В. Киреевский, критически осмысливая достиже-