Previous Page  9 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 19 Next Page
Page Background

Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи

Гуманитарный вестник

# 2

2016 9

Что же мешает нам увидеть подлинное, отличить благо и спра-

ведливость от прагматичной пользы, чтобы понять свое предназна-

чение, если мы живем в знаковых системах и порождаем их? Кто се-

годня выступает перед молодыми людьми в роли Добродетели и Бла-

годенствия? Н. Хомский дает нам ответ на этот вопрос: современный

уровень развития общества фокусируется на незамысловатой форму-

ле, которая состоит в том, что люди должны подчиняться своим пра-

вительствам, как вождю племени; и, как в давние времена, это требо-

вание должно выполняться при том, что они дают на это согласие без

их согласия. Если ресурсы насилия ограничены, согласие управляе-

мых должно достигаться с помощью приема, который прогрессивное

и либеральное общество называет изготовлением согласия [19, с. 68].

Отличительная черта современной политической риторики — иг-

ра словами. На опасность чрезмерно доверять словам указывали дав-

но. Посредством слов мы можем узнать лишь слова; даже когда мы

получаем информацию из Библии, мы только верим, мы не обретаем

никакого знания (Августин); надежда знать посредством ума другого

столь же иррациональна, как надежда видеть глазами другого, ибо

что в других было знанием, то в нас — всего лишь мнениепоклонство

(Дж. Локк); речь может рассматриваться лишь как комментарий на то,

что происходит в сознании говорящего; знание, опирающееся на слова

других, следует считать вероятностным умозаключением, исходящим

из личного опыта и поверяемым надежностью источника (Д. Юм).

Сегодня манипуляция словами превышает все допустимые рамки.

Возникло прагматическое оправдание в пользу знания из вто-

рых рук:

в нашей обычной практике мы следуем имплицитному (не вы-

сказываемому) принципу: принимай то, что тебе говорят, если у тебя

нет причин этому не верить;

должна присутствовать определенная непосредственность, под-

линность в восприятии свидетельства — следует понять сами знания-

высказывания;

чем более образован человек, тем большая часть его знаний по-

лучена посредством слов, а не опытом;

полагаться только на собственный опыт — это неэкономично [20].

В социальной и политической философии предпринимаются по-

пытки осмыслить довольно агрессивное использование политиками

приемов, которые еще недавно считались неприличными и осуждались.

Американский философ М. Блэк, исследуя проблему метафоры,

предложил вопрос: чем брехня отличается ото лжи. Он определил

брехню как близкую ко лжи, умышленно ошибочную интерпретацию

чьих-то мыслей, чувств или позиций с помощью претенциозных слов

или поступков. Брехня сходна с надувательством в том, что она явля-