1 / 19 Next Page
Information
Show Menu
1 / 19 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 2

2016 1

УДК 001:1 DOI 10.18698/2306-8477-2016-02-339

Добродетель и Благоденствие:

проблема Геракла и современной молодежи

© Г.И. Ловецкий

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия

Рассмотрена проблема морального поступка и морального выбора. Делается вы-

вод о том, что моральное действие — результат микросдвига во взаимодействии

сил внутреннего мира человека (разума, воли и веры) при обдумывании и принятии

решения в пользу той или иной системы символичного представления реальности,

где противостоят друг другу силы добра и зла. Этика ответственности знамену-

ет этап активного участия государства в деле благополучия и мирного сосуще-

ствования граждан и стран. И проблема моральной ответственности личности

тем самым не устраняется.

Ключевые слова:

благо, справедливость, практическая польза, этика ответ-

ственности, жизненный выбор молодежи, моральное действие.

Среди сказаний о Геракле, сыне Зевса и величайшем герое Элла-

ды, есть история о том, как он выбирал свой жизненный путь. Нахо-

дясь в глубоком раздумье, Геракл вдруг представил, что к нему по-

дошли две женщины, одна из которых была миловидной с чертами

врожденного благородства — Добродетель, а вторая упитанная, туч-

ная и мягкотелая — ее звали Благоденствие, или Порочность. Первая

призывала Геракла в трудах своих добывать и славу, и почет, и здо-

ровье, и блага. Вторая обещала легкий и короткий путь к беззаботной

и приятной жизни.

Проблема выбора одной из этих дорог и сегодня встает перед

подрастающим поколением. Молодой человек, подобно Гераклу, еще

не имеет жизненного опыта, и ему приходится полагаться на врож-

денную мудрость, на советы отцов и матерей, на сложившееся в дет-

стве понимание того, что есть добро и зло. Однако новый жизненный

этап разительно отличается от детского мира, потому что взросление

сопровождается иными возможностями (разрешено то, что нельзя

было ребенку) и искушениями, которым можно или поддаться, или

противостоять. Мир повзрослевшего человека осмысливается, в нем

колоссальную роль начинает играть символьное начало.

Глубокие интеллектуальные размышления Сократа, Платона,

Аристотеля, философов-стоиков преследовали цель первейшей важ-

ности — усмирить нрав людей, направить их разум на служение

высшим идеалам и ценностям. Создав Академию, в которую прини-

мались лишь сведущие в геометрии, Платон читал слушателям курс