Previous Page  10 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 19 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

10

Гуманитарный вестник

# 2

2016

ется попыткой умышленно ввести в заблуждение, граничащей с от-

кровенной ложью. Они оба направлены на создание впечатления, что

человек думает или верит во что-то, хотя он никогда не говорил это-

го. Главная цель надувательства заключается в создании не отдель-

ной реальности через изменение фактов, а ошибочного впечатления

об ораторе. К примеру, большая политическая речь не направлена на

объяснение реального положения дел в мире, но призвана показать

оратора как большого патриота, духовного человека или поборника

нравственности.

Ложь — это точно рассчитанное действие, во лжи присутствует

элемент мастерства, так как нам нужно создать вымысел, противоре-

чащий фактам или общепринятой морали. Мастеру брехни не нужно

подтасовывать или изменять факты, потому что он может выставлять

их в таком свете, который поддерживает или оправдывает его по-

ступки. В отличие от лжеца или честного человека, мастер брехни не

обращает особого внимания на факты; они важны лишь в той степе-

ни, в какой помогают ему «замести следы». Общий вывод таков:

брехня — это больший враг истины, чем ложь [21, с. 204, 206].

Оказавшись в довольно сложной ситуации, человек, чтобы оста-

ваться ответственным, несмотря на вопиющую безответственность

окружения по отношению к нему самому, должен рассчитывать на

собственные силы.

Однако по плечу ли отдельному человеку такая задача? Тем бо-

лее что у человечества нет объединяющей идеи, нет общего мораль-

ного горизонта, кроме идеи ненасилия. Ненасилие, по мнению вид-

ного философа-этика А.А. Гусейнова, — новая духовно-практическая

высота, которую человечество должно взять для того, чтобы выжить

и уберечь достижения цивилизации. Этому нет никакой альтернати-

вы [22].

Схема распространения насилия выглядит так: люди не становят-

ся убийцами в одночасье, для этого требуется эмоциональная брута-

ция, мотивируемая страхом за себя, местью за своих и дегуманизаци-

ей образа противника, к которому перестают применяться человече-

ские нормы [23]. Возможно, что и в этом случае совершается выбор

между добродетелью и благоденствием. По крайней мере, дегумани-

зация образа людей, в отношении которых будут использоваться

оружие и наркотики как товары, которые продаются, есть практиче-

ское отношение их продавцов к реальности: они успешны, благодаря

получаемым доходам, способы происхождения которых они, впро-

чем, всегда будут скрывать.

А может быть на развилке «насилие — ненасилие» работают

наши бионейрофизиологические механизмы? Крупнейший матема-

тик и физик-теоретик современности, английский ученый Р. Пенроуз