Previous Page  5 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 19 Next Page
Page Background

Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи

Гуманитарный вестник

# 2

2016 5

данной цели. А относительно понятия «выгода» даже Дж. Ст. Милль

выразился в том смысле, что выгодность противоположна долгу и

означает обыкновенно что-то выгодное лично для действующего ли-

ца, но вредное для общего блага [6].

Стремление к пользе, успеху, эффективности предполагает по-

груженность человека в реальность как таковую, учет им наличных

обстоятельств и сложившегося порядка вещей. Дж. Дьюи пришел к

выводу, что и истину нам следует понимать как инструментальное по

своему характеру верование или установление удовлетворительного

соотношения между субъектом и контекстом, в котором совершается

познание [7, с. 91, 92].

В XX в. в России была предпринята попытка реального воплоще-

ния некоторых черт утопических идеалов. А. де Сен-Симона сфор-

мулировал положение о том, что права промышленников налагают на

них и известные обязанности по отношению к пролетариату.

Ш. Фурье, «социальный Ньютон» Франции, рисовал себе реализацию

лучшего социального строя не методом развития общества в направ-

лении осознанных принципов справедливости и истины, а методом

полной ломки старого во имя более или менее произвольно измыш-

ленного идеала. Р. Оуэн обратился к промышленному классу, чтобы

побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача

которых заключалась в организации всеобщего счастья при посред-

стве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви

к ближнему и истинном познании человеческой природы. Этими иде-

ями увлекались А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский.

Идеалы братства, равенства, свободы взял на вооружение большевизм,

путь к реализации этих идеалов оказался непрост. В.И. Ленин — осно-

ватель первого в мире социалистического государства — смог пере-

смотреть уроки начального этапа воплощения социальных идеалов и

предложить новую экономическую и социальную политику, которую

после смерти вождя отвергли его последователи. По оценке многих

сторонних наблюдателей, в том числе Дж. Дьюи, люди в России жи-

ли, охваченные необычайным энтузиазмом, нигде и никогда не

встречавшимся ранее. Подобный эмоциональный подъем в СССР

приходится на годы так называемой «оттепели», наступившие после

смерти И.В. Сталина.

Американский философ Дж. Ролз, проявляя симпатии к опыту

социальных преобразований в СССР, показывает связь идеи блага с

либеральными ценностями. Изначальная позиция состоит в том, что

каждый должен знать собственное место в обществе с точки зрения

социального статуса, силы ума и других способностей не криминаль-

ного характера. И никто в таком случае не должен добиваться приви-

легий — таков принцип всеобщей справедливости, из которого про-