Previous Page  2 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 19 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

2

Гуманитарный вестник

# 2

2016

«Вокруг Блага», а в качестве исследовательского проекта предложил

им геометрически представить гармонию звездного неба, заключив,

что ничто иное не организовано так прекрасно и логично, и, поняв

закономерности мироздания, мы можем взять их в качестве принци-

пов земной жизни. Каждый слушатель по итогам обучения, в кото-

ром благо получало геометрическую модель-копию, должен был

представить учителю проект организации справедливой жизни в сво-

ем полисе. Воплощение замысла дало великолепные результаты в

виде фундаментальных достижений в геометрии и астрономии, фор-

мировании античной науки как комплекса естественнонаучных зна-

ний, в развитии философии и учений об этике, однако реалии не под-

давались подобным манипуляциям. Причину Платон видел в том, что

человек мечется между двумя мирами, не находя себе места. И если о

мире чувственном он имеет хотя бы какое-то представление, полагая,

что это и есть подлинный мир, то узреть мир идей он самостоятельно

не может, его надо привести к нему по довольно сложному пути —

от чувственного восприятия к рефлексии (произвольным объяснени-

ям и гипотезам) и далее к чистому (понятийному) мышлению. При-

обретя «очи ума», человек увидит, что вселенная двойственна, она

объемлет два мира — мир идей и мир отображающих эти идеи ве-

щей. Познание мира также двойственно — разум и чувства. Дуали-

стичен и мир вещественный — он состоит из тела и души; будучи

телом, человек не подчинен закону необходимости или причинности;

но, обладая душой, он следует велениям разума. Итак, расколотая

надвое Вселенная, два вида закономерностей, две формы познания —

вот что начертал Платон твердой и сильной рукой на скрижалях ис-

тории философии.

Как же жить человеку в этом мире? Является ли добродетель тем,

чему можно обучать? Если бы это было так, то людей можно было

бы сделать добродетельными раньше, чем научить музыке и состяза-

ниям. Но добродетели, по-видимому, нельзя научить. И если она дей-

ствительно не познаваема и люди рождаются хорошими по природе,

то, вероятно, существуют добрые натуры, которым свойственна че-

ловеческая добродетель? Но так ли это? Платон уверяет нас, что доб-

родетель присуща тем, кто ею владеет по божественному уделу, а са-

мые счастливые и блаженные — это те, кто реализовал ее в деятель-

ности, полезной народу и гражданам; имя этой добродетели —

рассудительность и справедливость. Но ведь благо есть и начало вся-

кой пользы, и можно сказать, что благо — от Бога; а такому началу

соответствует цель, состоящая в уподоблении божеству [1, с. 353, 466].

Однако диалоги Платона, в которых он призывал граждан заду-

маться над высоким предназначением человека, с трудом прокладыва-

ли дорогу не только в умах собеседников, но и в устоях общества —