Background Image
Previous Page  7 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 17 Next Page
Page Background

Человек в философском дискурсе: к истории идей

7

Человек существует, пока мыслит. Если и есть что-то целиком

находящееся в нашей власти, то это наши мысли. Разум — един-

ственное, что отличает человека от животных. Ум дает возможность

подняться выше того, что может быть познано чувствами. Имея оди-

наковый разум, люди устремляют свои мысли к разному, — и к доб-

родетелям, и к порокам. Главное для человека состоит в том, чтобы

хорошо применять свой ум. Высшее совершенство человека — в сво-

боде действий и волений.

Свобода может выступать источником заблуждений, поэтому

важно, чтобы взгляды человека соответствовали требованиям разума.

Человек должен повиноваться законам и обычаям своей страны, ру-

ководствоваться мнениями, сообща выработанными наиболее благо-

родными и авторитетными членами современного ему общества.

Твердость и решительность в действиях, стремление изменить себя, а

не порядок мира, помогают человеку двигаться по пути самосовер-

шенствования, устремляясь к истине через преодоление ошибок и

заблуждений.

Таким образом, рационализм создал высокий и прекрасный образ

стремящегося к истине человека, целостного, ревностно отстаиваю-

щего свою имманентность и свою автономию, позитивно восприни-

мающего реалии мира. Рационалистический подход к интерпретации

человека сохранял свое монопольное значение в течение достаточно

длительного времени, распространяясь и на философию эпохи Про-

свещения, и на немецкую классическую философию. В соответствии

с традициями рационализма человека пытались объяснить, исходя из

того, что он есть часть общества и мира в целом. Полагали, что зна-

ние мира в целом, все более глубокое постижение законов и законо-

мерностей его развития способствует объяснению человека, подчи-

ненного всеобщим законам, которые и являются предметом рацио-

нального познания.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант пола-

гал, что вопрос «Что такое человек?» является главным вопросом

философии, поскольку именно человек является центром земного в

мире, поэтому все остальные вопросы, как то: «Что я могу знать?»,

«Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» — непременно

требуют прояснения проблемы человека. Человек — существо при-

родное и нравственное. И то, и другое трудно постижимо, поэтому

Кант и говорил, что больше всего удивительны звездное небо над го-

ловой и нравственный закон в самом человеке. Природа человека

подчинена необходимости, а нравственность определяется свободой.

Наличие свободной воли ни доказать, ни опровергнуть невозможно,

но необходимо постулировать, чтобы вменить человеку всю полноту

ответственности за все совершаемое им. Как существо самодостаточ-