Background Image
Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

Г.В. Черногорцева

8

ное человек является целью для себя самого и не может использо-

ваться исключительно в качестве средства для достижения каких-

либо целей. Обладающий самосознанием человек способен преодо-

леть присущий ему от природы эгоизм. На карте человеческой души,

по мысли Канта, освещены только немногие пункты, но если бы ка-

кая-то высшая сила вдруг осветила всю карту, то нашим глазам от-

крылось бы полмира. Человек воплощает в себе индивидуальные

психологические особенности в сочетании со всеобщими определе-

ниями, составляющими принадлежность человека как такового.

Так, К.А. Гельвеций утверждал, что человек действует из интере-

са и иначе действовать не может. Значит, во-первых, требуется

создание условий, при которых личный интерес соответствовал бы

общественному или хотя бы не вступал с ним в антагонистическое

противоречие, а во-вторых, нужна соответствующая система образо-

вания и воспитания. Крупнейший представитель немецкой классиче-

ской философии Г.В.Ф. Гегель исходил из того, что человек есть

средний представитель рода, который полностью растворяется во

всеобщем, являя собой разумное самосознание в качестве определя-

ющего все остальное в человеке как носителе всемирного Разума.

Совершенно иной подход к объяснению и истолкованию

человека сложился к середине XIX в. Это подход, представленный

философией жизни, появление которой подготовлено как самим

развитием философии, так и развитием общественных отношений по

пути все большего усложнения. Исподволь, из глубины столетий,

возможно, с Гераклита или Библии, но обязательно с Б. Паскаля,

пробивает себе все более широкую дорогу мысль о том, что

рационализм как величайшая способность человека к освоению мира,

обустройству собственной жизни должен быть дополнен чем-то еще,

необходимым для адекватного объяснения человеческой жизни, а

значит, самого человека. Паскаль назвал человека мыслящим

тростником, слабейшим из существ, но в то же время и тем

созданием, которое выше Вселенной, потому что оно осознает

хрупкость и неизбежную конечность своей жизни, а Вселенная

ничего не осознает. Разум позволяет человеку создавать точные

определения, находить доказательства, но большое значение имеют и

чувства человека, его интуиция, нравственные принципы. Наука не

способна утешить человека в дни горестных испытаний, в то время

как основы нравственности «утешают и при полном незнании наук о

предметах окружающего мира» [3, с. 11]. Паскаль считает, что

нравственность укоренена в сердце как в более глубокой, искренней

инстанции в сравнении с разумом, способным подбирать убеди-

тельные аргументы для чего угодно. Положение человека в мире

Паскаль характеризует как неопределенное и неустойчивое.