Background Image
Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

Человек в философском дискурсе: к истории идей

11

ками. Познание жизни возможно лишь посредством понимания. Мир,

утверждает Ницше, взятый независимо от нашего условия, а именно

возможности в нем жить, который не сведен нами на наше бытие,

нашу логику и наши предрассудки, такой мир не существует. Мир

есть целостность. Эту целостность Ницше называет жизнью.

Современная философия, представленная множеством школ,

направлений, концептов, исходит из мысли М. Шелера, согласно

которой все центральные проблемы философии фиксируются в одном

вопросе — что есть человек. Сложное образование, именуемое

философией экзистенциализма, полагает, что существование человека

предшествует его сущности, формирующейся в процессе жизни.

Поскольку человек может жить, лишь делая что-то (Хосе Ортега-и-

Гассет), он сам является творцом своей жизненной истории, более или

менее успешной. Человек как существо безосновно свободное, более

того, обреченное на свободу, осуществляет смысложизненный выбор и

несет за него всю полноту ответственности.

Человек ответственен за все, что происходит с ним и другими

людьми, он является не только центром универсума, но и центром

его конституирования (П. Тейяр де Шарден). Человек есть

радикальная реальность, по отношению к которой все остальные

реальности — экономические, политические, социальные и др. —

являются периферическими [7, с. 186]. Ответственность порож-

дается свободой человека. Человек — единственное существо, спо-

собное вопрошать о самом себе. Человек есть способ экзистенции.

Экзистенция как существование присуща только человеку, ибо

только он способен осознать преходящий характер своей жизни, ее

фундаментальную необеспеченность, непредсказуемость, хруп-

кость. Экзистенция — это всегда «я сам», как присутствие, это

бытие-вот, бытие «здесь и сейчас», Dasein. Это, прежде всего, бытие

сознания. «Существование есть сознание, — писал К. Ясперс, — и я

существую как сознание». Однако, как утверждал А. Камю,

каждому рано или поздно приходится выбирать между созерцанием

и действием, и это называется «стать человеком». Человек есть цель

в себе и является своей единственной целью. Осуществление себя в

качестве цели, «жизненного проекта» (Ж.-П. Сартр) требует немалых

усилий. Человек решает эту задачу, преодолевая себя, извлекая из

своей сущности все свойственное ей позитивное содержание,

совершенствуясь до бесконечности, мобилизуя наличные жизненные

силы, организуя свою жизнь посредством интеллекта, труда, языка,

общения.

Современные исследователи все чаще замечают, что суверенная

свобода человека все чаще и чаще находит свое выражение в

признании обязанностей. Dasein [8, с. 30, 31], по терминологии