Background Image
 1 / 17 Next Page
Information
Show Menu
1 / 17 Next Page
Page Background

1

УДК 304.2

Человек в философском дискурсе: к истории идей

© Г.В. Черногорцева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Статья посвящена проблеме человека. Автор использует обширный историко-

философский материал, проводит анализ различных подходов к философскому

осмыслению понятия «человек». Человек рассматривается как источник фило-

софствования и центральная проблема философии.

Ключевые слова:

философия, человек, мысль, жизнь, общество, правовое государ-

ство, гражданское общество

.

Развитие рыночной экономики, формирование правового госу-

дарства и гражданского общества усиливает интерес к проблеме че-

ловека, которая неотъемлема от философской рефлексии и от всей

совокупности гуманитарного знания в целом. Любая картина мира в

основе своей имеет философские представления о том, что есть чело-

век, зачем он живет, в чем его предназначение в этом мире, есть ли

смысл в человеческой жизни, и если есть, то в чем конкретно он со-

стоит, как постичь его, и стоит ли жизнь труда быть прожитой.

Само возникновение философии связано с неустанным вопроша-

нием человека о самом себе. Только в человеке возникает событие

философии, и только он вопрошает о сущем, потому что сам постав-

лен под вопрос хрупкостью, необеспеченностью, непредсказуемо-

стью человеческой жизни.

Философские представления о человеке существенным образом

изменяются от эпохи к эпохе. При этом сохраняется вся значимость

тезиса Протагора о человеке как мере всех вещей как существующих,

потому что они существуют, так и несуществующих, потому что они

не существуют. В Древней Греции появляется понятие гражданина и

неотъемлемое от него понятие свободы. Полагали, что даже здоровье

человека сохраняется благодаря гражданскому равноправию дей-

ствующих в нем сил. Жизнь полиса требовала от человека граждан-

ской доблести на основе единения сердец и соблюдения законов по-

лиса. Разумные начала позволяют человеку, непрозрачному как для

других, так и для него самого, познать себя. Пифагор учил, что и

небо, и земля, и боги, и люди связаны в одно целое общностью,

дружбой, справедливостью. Люди призваны, говорит Платон в «Го-

сударстве», «устремить ввысь свой духовный взор и взгляды на то

самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за

образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также самих