Background Image
Previous Page  5 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 17 Next Page
Page Background

Человек в философском дискурсе: к истории идей

5

все. В силу присущей ему свободы выбора человек обладает силой

производить все из творческих возможностей своей сущности. Чело-

веческая природа вознесена над всеми созданиями Бога, и сама цен-

ность мира просвечивает в человеке. Н. Кузанский подчеркивал, что

у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кро-

ме самого человека, ибо в нем самом существует целый мир и сам

человек есть независимое целое по отношению к миру, относительно

автономное в отношении к природе, государству, другим людям и

общественным структурам. Важно, чтобы тело человека повинова-

лось его духовной природе, ведь часто случается так, что душа ока-

зывается в плену у тела, между тем человек подобен Богу, продолжая

творение в силу своей природы, которая дает человеку возможность

своим способом прийти ко всему.

Начавшаяся в самом начале XVI в. Реформация как реакция на

безумие десяти поколений, как назвал инквизицию Д.И. Писарев,

стала первой серьезной трещиной в христианском мировоззрении ев-

ропейского человека. Основой жизнеустроения стал свободный чело-

век, действующий в условиях плюрализма и толерантности, совер-

шенно необходимых для развития рыночных отношений в условиях

свободной конкуренции. Соответственно, возникает проблема опти-

мального сочетания свободы человека с сущностью официальных

структур правового государства и гражданского общества. Отныне

человек создает порядок собственными руками. Эта ситуация требует

развития способности управлять собой, своими отношениями с ми-

ром людей и вещей, контролировать развитие жизненной ситуации с

тем, чтобы принимать своевременные и адекватные меры.

Изменившиеся внешние условия жизни задают тон философским

поискам. Представления о человеке, его жизни и предназначении от-

мечены существенными изменениями, в частности возникновением

новых аспектов анализа. Так, Томас Гоббс поставил вопрос о необ-

ходимости изучения человеческой природы как суммы природных

сил и способностей, которые он называл разумными, присущими са-

мой природе человека. Поскольку жизнь человека не вечна, вели-

чайшим из благ является самосохранение. Природа устроила так, что

все хотят себе добра. Для обеспечения самосохранения необходимо

прилагать максимум усилий для поддержания здоровья и достижения

благополучной жизни. Смерть для человека является самым большим

злом наряду со страданиями, причиняемыми жизнью. Страдания мо-

гут быть столь сильными, что, если им не предвидится близкого кон-

ца, даже смерть может показаться благом в сравнении с ними.

Наряду с самосохранением как основным и единственным благом

есть множество других благ. Их назначение прикладное — служить

самосохранению человека. Так, могущество как благо способно