Background Image
Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Г.В. Черногорцева

2

себя на весь остаток своей жизни» [1, с. 353]. Жизнь в соответствии с

гармоничным космосом считалась наиболее благой и достойной, ибо

греков привлекала особого рода взвешенная мудрость в отношении

меняющейся жизни. Философствовал всякий, кто был свободен

(Дж. Сантаяна). При всем почитании богов и уважении к ним, полагали,

что над всем властвует в качестве необходимости рок, судьба. На осно-

ве единой судьбы и хорового служения возможна участь героическая.

Важнейшее значение в жизни человека имеет Эрос как устрем-

ленность к творческой деятельности, к созиданию во всех сферах

личной и общественной жизни. Эрос воплощает безграничность

творческих возможностей человека, выступает средством достиже-

ния знания не только по мнению, но и по истине, обеспечивая про-

никновение в суть вещей, требуемое повседневной жизненной прак-

тикой. Человек должен стараться стать законопослушным и добропо-

рядочным гражданином полиса.

Осознание конечности человеческой жизни привело к популяр-

ности идеи о переселении душ. Приверженный точному знанию,

уважаемый согражданами Пифагор вполне серьезно утверждал: «Был

я и отроком юным, и девой прекрасной, и листом, и кустом, и рыбой

морской бессловесной». Добродетель и честность, правдивость и

стремление к добру ценились весьма высоко. Пифагор утверждал,

что когда человек говорит правду, он уподобляется Богу. Согласно

Гераклиту, мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и дей-

ствовать согласно природе. По мысли Протагора, добродетель не яв-

ляется врожденным качеством человека, добродетели научаются, и

если человек стал добродетельным, то исключительно в силу приле-

жания. Значит, у человека есть выбор: стать добродетельным или

воздержаться. И это при том, что «для всех людей одно и то же благо

и одна и та же истина» (Демокрит).

Характеризуя взаимоотношения человека и полиса, Демокрит

прежде всего исходит из интересов человека: полисные установления

имеют смысл и ценность в той мере, в какой они служат человеку.

Целью человеческой жизни является счастье, а оно достижимо на пу-

тях свободы. Человек — сам организатор своей собственной жизни.

Если у него хорошее состояние духа, он стремится к справедливым и

законным делам, радости, здоров и беззаботен. Дурные поступки по-

вергают человека в состояние страха и самоосуждения. Человек,

знающий, в чем состоит добродетель, что такое добро и благо, не

может поступать несправедливо. По мысли Сократа, задача человека

состоит в том, чтобы познать самого себя. Знание имеет большое

значение, ибо ошибки и неблаговидные поступки определяются не-

знанием того, что есть добродетель, незнанием правильной дороги,

верного пути, безошибочного варианта. Отсюда убеждение в том, что

высшей добродетелью (еще по мнению Сократа) является знание.