Background Image
Previous Page  12 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 17 Next Page
Page Background

Г.В. Черногорцева

12

М. Хайдеггера, всегда является конститутивным по отношению к

миру и самому себе. Жизнь, говорит Ж.-П. Сартр, «приобретает

смысл, если мы сами придаем его ей» [9, с. 138, 139]. Жизнь требует

от человека решения множества задач, главнейшая среди них —

умение быть самим собой. Забота о сохранении своей индиви-

дуальности в контексте непрерывно меняющихся исторических,

социально-экономических, политических реалий проявляется в

настойчивом усилии человека постичь истину бытия. Это возможно

благодаря тому, что бытие само требует для себя человека, а свобода

помогает человеку удостовериться в себе как сущем, так что

существованием заполнено все и человеку никуда от него не деться.

Собственно, сама экзистенция посвящается сущностным возмож-

ностям бытия в целом. Эти возможности помогают человеку,

живущему в определенной среде, приспособиться к обстоятельствам

жизни, успешно преодолеть всевозможные препятствия на пути

реализации жизненных планов, разобраться в многообразных

воздействиях внешнего мира.

Все это дает возможность человеку как присутствию найти себя в

социальном мире. В контексте заботы о сохранении собственного

существования человек формирует свой мир и свое бытие в мире,

избегая ситуации, характеризующейся невозможностью «быть

принятым» (Г. Марсель) в современном ему жизненном порядке.

Экзистенция обнаруживается в коммуникации, поскольку именно в

социальной множественности, в общении с другими людьми человек

способен обрести подлинное существование, т. е. реализовать

действительные и потенциальные способности, понять себя и других.

Все, что есть человек, и все, что есть для человека, обретается, по

мысли К. Ясперса, в коммуникации. Бытие всегда выступает как бытие

с другими, и только общение дает человеку возможность стать тем,

чем он является. Свобода конкретного человека существует только

тогда, когда свободен и другой. Вне коммуникации нет свободы, и в

этом смысле коммуникация выступает как условие раскрытия Dasein в

его фактичности, тогда как влечение к одиночеству существенно

сокращает жизненные возможности человека. Высшая свобода

человека есть свобода быть, быть в мире, быть самим собой.

Согласно неопозитивизму, фундаментом человеческого бытия

является язык. Не люди говорят языком, а язык говорит людям и

людьми. Открывающий истину бытия язык живет в произведениях

поэтов и мыслителей. Язык есть игра — игра лингвистическими

знаками (Л. Витгенштейн). Язык формирует мировоззрение людей.

Подлежащее и сказуемое как члены предложения убеждают, что в

мире есть вещи и действия. Значение слова есть его употребление в

языке. Употребление слов носит конвенциональный характер. Язык