М.А. Максимов
6
каким образом новый политический порядок способен оформляться
фактически «извне» тех или иных государственных структур.
2. Рансьер полагает, что центральной фигурой политической дея-
тельности в современном мире будет являться активист, но не при-
надлежащий к существующим политическим структурам. Как из-
вестно, любой конструктивный политический процесс отличается
своей организованностью. У Рансьера можно увидеть конфронтацию
одиноких активистов с «постдемократической» государственной си-
стемой, причем гегемония последней является практически неруши-
мой. И этот процесс конфронтации (скорее стихийной, чем организо-
ванной) призван сменить прежний политический курс, обозначенный
консенсусом различных партий. Но каким образом произойдет дан-
ная трансформация политического курса и куда она приведет граж-
дан — этот принципиально важный аспект проблематики остается
непроясненным.
Как считает современный французский философ А. Бадью, в тру-
дах Рансьера можно наблюдать сочетание неуверенности с нежела-
нием подводить итоги собственного исследования: «его книги не со-
держат ни выводов, ни директив, но лишь задают условия остановки.
Вы узнаете то, чем политика не должна быть, вы также узнаете, чем
политика когда-то была и чем она уже не является, но никогда не
узнаете, чем она является в реальности, а еще меньше — о том, что
следует делать, чтобы политика существовала» [9, с. 193]. Другими
словами, концептуализация «несогласия» у Рансьера во многом от-
ражает отсутствие политического потенциала у формально имею-
щихся институтов, но при этом не обосновывается должным образом
актуальная возможность существования политической деятельности
«здесь и теперь». По сути, происходит отрицание положительной ро-
ли трансформаций политических структур в современном мире.
Однако сложно не согласиться с Рансьером в его критике фор-
мального подхода к развитию демократии. Ведь даже если рацио-
нальная дискуссия является наиболее верным способом решения по-
литических проблем, то способность убеждать не означает автомати-
ческого перехода к более демократическому и открытому состоянию
политической системы. Посредством публичных дебатов далеко не
всегда происходит рост знания о политической действительности и
определяется единственно верное решение политических проблем.
Различные участники дебатов могут прийти к взаимоисключающим
выводам в процессе решения актуального политического вопроса. То
есть чем активнее культивируется самостоятельная политическая по-
зиция индивидов, тем труднее принять решение. Другими словами,
чем выше сложность социальной среды и политической системы, тем
труднее контролировать процесс решений и прогнозировать их ре-