Несогласие как центральный концепт политической философии Ж. Рансьера
5
сами» с официальной позиции, исключающей других субъектов поли-
тического. Положительный смысл несогласия возникает, когда в кон-
фликте утверждается равенство одних групп с определенными полити-
ческими интересами другим группам с иными интересами.
С нашей точки зрения, Рансьер справедливо указывает на то обсто-
ятельство, что «ситуация политической аргументации всегда должна
отвоевываться у уже существующего и постоянно воспроизводимого
разделения на язык проблем и язык приказов» [8, с. 76]. То есть сам
концептуальный аппарат политической теории может быть провласт-
ным, и коммуникация между различными политическими участниками
может навязываться с позиции силы для увеличения властных полно-
мочий. В центре любой политической дискуссии находится, прежде
всего, первичное несогласие по поводу понимания сущности политиче-
ского. Отсюда парадокс существования в политической сфере — по-
следняя становится «сценой», на которой общность возникает благода-
ря спору и конфликту. Например, «рабочий-субъект, который заставля-
ет считаться с собой как с участником диалога, должен вести себя так,
будто эта сцена существует, будто имеется общий мир аргументации,
что в высшей степени разумно и в высшей степени неразумно, в выс-
шей степени мудро и категорически разрушительно, поскольку такого
мира не существует» [8, c. 80]. Тем самым стороны конфликта еще
должны доказать себе и другим, что они действительно понимают объ-
ект дискуссии, доказать свое право на спор и несогласие. Например, на
протестной демонстрации или митинге и происходит создание публич-
ного пространства, где аргументация несогласных способна быть вос-
принятой другими. Если же все участники политического действия из-
начально согласны во всем, что касается данного действия и его целей,
то общность может пошатнуться. В итоге «миры общности парадок-
сальным образом становятся мирами расхождения во взглядах»
[8, c. 92]. И «постдемократический» консенсус не способен гарантиро-
вать стабильное существование различным субъектам политической
деятельности как раз в силу первичного несогласия с терминологией,
содержанием и смыслом политической реальности.
Безусловно, следует критически подходить к анализу основных
положений политической теории Рансьера. На наш взгляд, можно
выделить два главных спорных момента.
1. Рансьер, анализируя концепт «несогласие», практически не ак-
центирует внимание на реально происходящем процессе развития
государственных институтов (например, партийного строительства).
Поскольку для Рансьера, видимо, логика «несогласия» не совместима
с логикой парламентских партий, то можно предположить, что дея-
тельность новых субъектов политики не будет обладать определен-
ной степенью демократичности. При этом сложно представить себе,