М.А. Максимов
2
бора между конфликтующими альтернативами. Так, например, Ха-
бермас в своих работах часто выражает уверенность в возможности ра-
ционального согласия граждан (консенсуса) путем свободной дискус-
сии [3]. С позицией Хабермаса не соглашаются представители «пост-
марксизма», для которых концепт «несогласие» является основопола-
гающим в процессе анализа современных политических процессов. В
рамках такого подхода политическое действие не становится способом
преодоления борьбы между различными социальными субъектами, но
выступает в качестве иного способа конфликта. Каким же образом про-
исходит развитие конкретной политической деятельности в форме кон-
фликта? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, следует подробнее
рассмотреть в статье один из вариантов
конфронтационного подхода, а
именно концептуальные идеи Ж. Рансьера.
Жак Рансьер (род. в 1940 г.) — французский философ и политиче-
ский теоретик, почетный профессор университета Париж VIII (фран-
цузский государственный университет в пригороде Парижа). Универси-
тет является наследником экспериментального центра Венсен, создан-
ного для модернизации высшего образования после майских событий
1968 г. В основании этого учебного заведения участвовали такие знаме-
нитые философы своего времени, как Мишель Фуко, Жиль Делёз, Жан
Франсуа Лиотар и др. В университете модернизируются отношения
между студентами и профессорами, он открыт для студентов без степе-
ни бакалавра, который во Франции является аттестатом об окончании
школы и дает право на поступление в вуз. Многие лекции читаются ве-
чером, что значительно облегчает учебу уже работающим студентам.
Безусловно, творческая атмосфера в таком образовательном учре-
ждении мотивировала Рансьера посвятить долгие годы изучению соци-
ально-исторической составляющей знания в актуальном политическом
контексте. В своем фундаментальном труде «Несогласие» (1995) автор
предлагает яркий и оригинальный способ понимания и интерпретации
политической деятельности через метафоры разделения и разрыва, ко-
торые переплетаются в центральном концепте — «несогласие». В каче-
стве отправного пункта своего размышления Рансьер констатирует факт
плачевного, на его взгляд, состояния политической теории, которая за-
нимается в основном легитимацией форм либерально-демократического
государства и стремится адаптатироваться к требованиям мирового
рынка, участвуя в распределении прибылей. По мнению исследователей
творчества Рансьера [4, с. 15], в своей проблематизации он устремляется
к истоку европейской философии, опирается на идеи Платона и Ари-
стотеля, а также марксистскую теорию. Именно эти известные концеп-
ции предоставляют Рансьеру широкий материал для переосмысления
современных политических явлений.