Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

М.А. Максимов

2

бора между конфликтующими альтернативами. Так, например, Ха-

бермас в своих работах часто выражает уверенность в возможности ра-

ционального согласия граждан (консенсуса) путем свободной дискус-

сии [3]. С позицией Хабермаса не соглашаются представители «пост-

марксизма», для которых концепт «несогласие» является основопола-

гающим в процессе анализа современных политических процессов. В

рамках такого подхода политическое действие не становится способом

преодоления борьбы между различными социальными субъектами, но

выступает в качестве иного способа конфликта. Каким же образом про-

исходит развитие конкретной политической деятельности в форме кон-

фликта? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, следует подробнее

рассмотреть в статье один из вариантов

конфронтационного подхода, а

именно концептуальные идеи Ж. Рансьера.

Жак Рансьер (род. в 1940 г.) — французский философ и политиче-

ский теоретик, почетный профессор университета Париж VIII (фран-

цузский государственный университет в пригороде Парижа). Универси-

тет является наследником экспериментального центра Венсен, создан-

ного для модернизации высшего образования после майских событий

1968 г. В основании этого учебного заведения участвовали такие знаме-

нитые философы своего времени, как Мишель Фуко, Жиль Делёз, Жан

Франсуа Лиотар и др. В университете модернизируются отношения

между студентами и профессорами, он открыт для студентов без степе-

ни бакалавра, который во Франции является аттестатом об окончании

школы и дает право на поступление в вуз. Многие лекции читаются ве-

чером, что значительно облегчает учебу уже работающим студентам.

Безусловно, творческая атмосфера в таком образовательном учре-

ждении мотивировала Рансьера посвятить долгие годы изучению соци-

ально-исторической составляющей знания в актуальном политическом

контексте. В своем фундаментальном труде «Несогласие» (1995) автор

предлагает яркий и оригинальный способ понимания и интерпретации

политической деятельности через метафоры разделения и разрыва, ко-

торые переплетаются в центральном концепте — «несогласие». В каче-

стве отправного пункта своего размышления Рансьер констатирует факт

плачевного, на его взгляд, состояния политической теории, которая за-

нимается в основном легитимацией форм либерально-демократического

государства и стремится адаптатироваться к требованиям мирового

рынка, участвуя в распределении прибылей. По мнению исследователей

творчества Рансьера [4, с. 15], в своей проблематизации он устремляется

к истоку европейской философии, опирается на идеи Платона и Ари-

стотеля, а также марксистскую теорию. Именно эти известные концеп-

ции предоставляют Рансьеру широкий материал для переосмысления

современных политических явлений.