Background Image
 1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

1

УДК 304.9; 321.022

Несогласие как центральный концепт

политической философии Ж. Рансьера

©М.А. Максимов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия

В статье рассматривается концепт «несогласие» на примере политико-фило-

софского подхода Ж. Рансьера к анализу политической деятельности. Проводится

критический разбор основных положений и терминов данного подхода. Исследу-

ется проблематика конструктивного изменения в современной политической сис-

теме.

Ключевые слова:

политика, полиция, несогласие, политическое участие, демокра-

тия, конфликт, консенсус.

Под концептом в современной философии может пониматься акт

схватывания смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого выска-

зывания [1, с. 306–307], заключающийся в традиции представлений,

получившей общественное признание [2, с. 6]. В рамках же полити-

ческой философии происходит изучение различных концептов, со-

держание которых в свою очередь напрямую зависит от реально су-

ществующих различных политических процедур и социальных си-

стем. Индивид как участник политического действия может быть

представлен как спектр нереализованных политических возможно-

стей. При этом сущностная спорность понятия власти позволяет ква-

лифицировать несогласие как «постоянное свойство политического

дискурса» [2, с. 39].

В настоящее время особую значимость обретают различные поли-

тические практики, которые представляются позитивными возможно-

стями реального участия в историческом процессе. Конструктивная

оценка данных практик (и, соответственно, переосмысление концепта

«несогласие») сегодня является характерной для представителей

кон-

сенсусного

подхода к анализу общественно-политической реальности

(Ю. Хабермас) и приверженцев

конфронтационного

подхода — «пост-

марксистов» (Э. Лакло, Ш. Муфф, А. Бадью, Ж. Рансьер и др.). Таким

образом, одни теоретики полагают «политическое» пространством сво-

боды и публичного обсуждения, другие считают его пространством

власти и постоянно возобновляющегося несогласия.

Действительно, с одной стороны, политические вопросы являют-

ся техническими и должны решаться экспертным сообществом.

С другой, они всегда включают в себя решения, которые требуют вы-