Background Image
Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

Несогласие как центральный концепт политической философии Ж. Рансьера

3

Свои взгляды Рансьер кратко сформулировал так: «Я убежден,

что политика означает не осуществление власти, а — в гораздо

большей степени — выделение некоего сообщества. Сообщества, в

котором все разделяется по принципу способности объекта к выпол-

нению определенной задачи. Что есть политическое сообщество?

Почему вообще существует такая вещь, как политика? Я бы сказал,

что политика существует за отсутствием естественного закона, по

которому люди разделялись бы на категории правящих и управля-

емых. Политика существует в той же степени, в которой есть, так

сказать, нестыковка объектов, функций, мест. В этом, на мой взгляд,

и заключается основной парадокс политики» [5].

Получается, что для Рансьера политика — это деятельность по пе-

реустройству социального порядка в отдельно взятом сообществе лю-

дей. Ключом к пониманию политики является идея равенства, так как

именно выстраивание, созидание той или иной формы равенства можно

считать сутью политического. То, что в обыденном представлении

называется «политической деятельностью», Рансьер именует полицией.

Полиция — это не столько деятельность, сколько имя самовоспроизво-

дящегося порядка, это непроблематичное самовоспроизведение того

или иного порядка. Полиция не способна создать ничего нового, она

только может более или менее успешно хранить созданный политикой

порядок. Вся активность полиции сводится к функции хранителя и

надзирателя. Если политика является процессом масштабной пере-

стройки системы, то полиция — формальное поддержание исправности

функционирования социального устройства.

По мнению Рансьера, определенная часть упорядоченного социума

призвана осознать себя ущемленной и способной преодолеть свою

ограниченность. Далее незамедлительно следует желание перестроить

данный порядок. Логика политического в том, что некоторые группы

людей отождествляют себя с определенным сообществом на основании

неправоты, которая непрестанно осуществляется в их адрес (греческий

демос, римские плебеи, новоевропейские пролетарии и т. д.). Именно

из-за существования некоторого процента обездоленных сообщество и

существует как политическое — т. е. разделенное серьезной дискуссией

по поводу учета его частей.

Однако невозможность организовать социум таким образом, чтобы

он всегда устраивал все группы интересов, вызывает перманентное

нарастание недовольства сложившимся порядком. Итак, постепенная

смена политики и полиции и будет выражать для Рансьера процесс ста-

новления политического. Политика тем самым становится редким со-

бытием в общественной жизни. Политика прекращает свое существова-

ние, если все части сообщества образуют целое, если все эти части сво-

дятся к этому целому без остатка. Поэтому для существования

политики более важно несогласие, чем консенсус.