Background Image
Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

М.А. Максимов

4

Что касается современных обществ, Рансьер указывает на их

важнейшую структурную характеристику — «управление без полити-

ки», которое «редуцирует (сводит) народ к сумме подсчитываемых без

остатка частей населения, к группам по интересам и по мнениям, равно-

весие коих обеспечивается государством». Режим, где происходит фак-

тическое упразднение политики, обозначается как «постдемократия».

В таком режиме «демократия ограничивается возможностью образова-

ния консенсуса», при котором «общество само по себе непротиворечи-

во, самодостаточно и идентично самому себе» [6]. В таком политиче-

ском режиме все больше доминирует технологический метод консенсу-

са — «правительство самых умных, совершенно естественно возни-

кающее из правил научной институции, чтобы как следует провести

точно рассчитанное управление бесконечным множеством больших и

малых очагов наслаждения» [7, с. 62]. Согласно Рансьеру, сущность

консенсуса — не мирная дискуссия и разумное согласие, противопо-

ставленные конфликту и насилию. Консенсус — это сведение полити-

ки к полиции. Это конец политики, т. е. не реализация ее целей, а по-

просту возвращение «нормального» положения вещей, несуществова-

ния политики.

По Рансьеру, политику в полном смысле слова делают только те,

кто не согласен со статусом-кво, как правило, не принимаемые во вни-

мание группы и индивиды. То есть субъектом политического действия

становятся группы, которые занимаются политикой как искусством, ра-

ди «чистого самопредъявления». Причем если данные группы добива-

ются признания и инкорпорируются в фиксированные социальные

структуры, то перестают являться участниками политического дей-

ствия. Таким образом, многие проявления политической активности в

современном государстве являются лишь ее видимостью. Эти проявле-

ния относятся к сфере полиции или к сфере государственной идеоло-

гии — такие организации и процессы руководствуются «мотивом

исключения других» и способствуют распространению ксенофобии.

Как пишет Рансьер: «Подлинное участие — это изобретение того не-

предусмотренного субъекта, который сегодня перегораживает улицу;

того движения, которое не может родиться из чего-либо, кроме самой

демократии. Гарантия устойчивости демократии — не заполнение всех

пустых времен и пространств формами участия или контрвласти; это

обновление деятелей и форм их действий, это всегда открытая возмож-

ность для нового появления то возникающего, то исчезающего субъек-

та» [7, с. 97]. То есть новые участники политического процесса, демон-

стрирующие претензию на равенство с другими, выражают одновре-

менно несогласие с фактом несправедливого их исключения из

наличного политического пространства.

Поэтому «свободная игра конфликтов» и разногласий, по мнению

Рансьера, предпочтительнее, нежели «технологическое управление мас-