Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

4

Гуманитарный вестник

# 12·2017

только одна сторона вопроса. Другой, не менее значимой причиной су-

ществующего плюрализма в решении проблемы научной истины и ее

критериев является гетерогенная структура научного знания, существо-

вание в науке не только качественно различных состояний научного

знания в общем процессе его исторической эволюции, но также и зна-

чительное синхронное разнообразие видов научного знания на любом

этапе этой эволюции. В каждый исторический период существования

науки в ней можно выделить различные по содержанию области науч-

ного знания, уровни научного знания и виды научного знания. Если

говорить о диахронии науки, то качественно различные ее состояния

представлены шестью культурно-историческими типами науки: древняя

восточная, античная, средневековая, классическая (новое время —

XIX в.), неклассическая (XX в.), постнеклассическая (современная

наука). Необходимо подчеркнуть, что все культурно-исторические типы

науки имеют не только различное содержание научного знания, но и

различные категориальные и ценностные основания [3].

К качественно различным синхроническим измерениям науки отно-

сятся структурные единицы научного знания. Во-первых, это области

научного знания (математика и логика, естественно-научное знание,

техническое и технологическое знание, социальное и гуманитарное

знание). Очевидно, что научное знание во всех этих областях отлича-

ется не только по содержанию, но и по методам своего получения и

обоснования, а также по способам удостоверения его истинности [2].

Достаточно сравнить методы математики и методы естественных

наук, либо методы физики и методы истории или филологии, чтобы

увидеть их качественное различие. Во-вторых, в структуре любой

науки существуют качественно различные уровни научного знания:

уровень чувственного научного знания (данные наблюдения и экспе-

римента), эмпирического знания (научные факты и эмпирические за-

коны), теоретического научного знания (научные теории как логиче-

ски доказательные системы утверждений об идеальных объектах, их

свойствах), общенаучного знания и философских оснований науки.

Каждый уровень научного знания также имеет не только свою онто-

логию, но и свои особые методы получения и обоснования знания и,

как следствие, свои специфические критерии истинности. В-третьих,

синхронный плюрализм научного знания представлен различными

видами научного знания: аналитическое и синтетическое, априорное

и апостериорное, исходное и выводное, дискурсное и интуитивное,

явное и неявное и т. д. Все эти виды научного знания имеют суще-

ственные различия либо по логической форме, либо по функциям в

научном познании. Соответственно и обоснование истинности каж-

дого из видов научного знания не может быть одинаковым. Однако

сверхсложная плюралистическая структура научного знания далеко