Previous Page  10 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 13 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

10

Гуманитарный вестник

# 12·2017

евклидовой, и никакая другая логика, кроме аристотелевской. Но уже

во второй половине XIX в. случилось именно то, что Кант считал

принципиально невозможным в силу априорных свойств сознания:

Н.И. Лобачевский и Б. Риман построили новые геометрии, альтерна-

тивные не только евклидовой, но и друг другу. А затем в логике были

созданы различные системы математической логики, более богатые

по сравнению с аристотелевской силлогистикой и частично альтер-

нативные ей (различные системы многозначной и конструктивной

логики).

После этого у философов и ученых, размышлявших над вопроса-

ми о природе и характере научного знания, осталось только две логи-

ческих возможности. Первая: считать принципиально невозможным

достижение в науке объективно-истинного знания и рассматривать

любое научное знание как имеющее статус лишь гипотез о действи-

тельности. Вторая: считать, что утверждение о истинности научного

знания возможно, но лишь в некотором условном, а именно конвен-

циональном смысле, как решения ученого о признании некоторого

научного знания истинным. Разумеется, при принятии такого реше-

ния ученый обязан сформулировать те условия и критерии, которым

должны отвечать истинные высказывания, а любой ученый может

проверить, действительно ли соблюдаются эти условия. Конвенцио-

налистская философия науки и ее разработка означали принятие вто-

рой возможности. Смысл конвенционализма заключался в том, что-

бы, с одной стороны, сохранить положение Канта о двойственной,

априорно-апостериорной природе естественно-научного знания, а с

другой, заменить при этом абсолютный априоризм кантовского транс-

цендентального субъекта познания на конструктивно-творческий, исто-

рический априоризм реальных субъектов научного познания. Конвен-

ционалисты пытались проложить в эпистемологии науки новый марш-

рут, пытаясь пройти между Сциллой эмпиризма и Харибдой

абсолютного априоризма [4].

Безусловно, конвенционалисты правы в том, что решение вопро-

са об истинности любой научной гипотезы или теории, помимо их

соответствия определенному набору эмпирических, теоретических и

логических критериев, требует от ученого принятия соответствую-

щего когнитивного решения. Однако с ними трудно согласиться в

том, что главным субъектом такого решения выступает отдельный

ученый, а не профессиональное научное сообщество. Но именно

научное сообщество имеет больше оснований, чем любой отдельный

ученый, претендовать на роль носителя объективного научного разу-

ма. Реальным субъектом научного познания выступает именно научный

коллектив, состоящий из отдельных ученых, которые с экзистенцио-

нальной точки зрения хотя и являются свободными личностями, однако

связаны между собой предметными и коммуникационными связями