1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 12·2017 1

УДК 007 DOI 10.18698/2306-8477-2017-12-484

Природа истины в науке

© С.А. Лебедев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Проанализированы две парадигмы в понимании природы научной истины: транс-

цендентально-монистическая и социально-плюралистическая. Первая парадигма

господствовала в классической философии науки, вторая — в неклассической и

постнеклассической эпистемологии. Раскрыто основное содержание данных па-

радигм, рассмотрены их возможности и границы, соответствие реальной науке.

Ключевые слова:

научная истина, научный метод, эмпиризм, априоризм, кон-

структивизм, субъект научного познания

Проблема природы истины в науке (как возможна истина в науке,

каковы средства ее получения и обоснования) является одной из

главных эпистемологических проблем. Ее обсуждение красной ни-

тью проходит через всю историю и философию науки. Актуальна эта

проблема и сегодня. Об этом свидетельствует острая полемика по

данной проблеме в различных направлениях современной методоло-

гии науки: от логического позитивизма до постпозитивизма, кон-

структивизма и постмодернизма [1]. При этом все спорящие стороны

согласны с тем, что именно наука вырабатывает наиболее адекват-

ное, точное и доказательное знание. Про науку и научное знание

можно сказать те же слова, которые У. Черчилль сказал когда-то о

демократии как наиболее адекватной форме политического устрой-

ства общества: «Конечно, у демократии есть много недостатков, но

ничего лучшего человечество пока не придумало». То же относится и к

научному знанию. По сравнению со всеми другими видами знания, ко-

торые люди используют в процессе коммуникации и практической дея-

тельности (обыденное знание, искусство, философия), научное знание

является наиболее определенным, обоснованным и проверяемым.

Тем не менее главная философская проблема науки — проблема

объективной истинности научного знания, наличия общезначимых

критериев ее удостоверения — по-прежнему остается дискуссион-

ной. Она распадается на ряд вопросов, по которым существуют раз-

личные мнения, порой исключающие друг друга. Способна ли наука

своими средствами и методами достичь объективно-истинное и абсо-

лютно-достоверное знание об изучаемых ею объектах? Она может

сделать это во всех областях научного знания или только в некото-

рых (например, лишь в математике и экспериментальных науках)?