Previous Page  6 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 17 Next Page
Page Background

В.Ю. Разумовский

6

Гуманитарный вестник

# 9·2017

Краснодарского крайкома КПСС С.В. Медунов, председатель испол-

кома Сочи В.А. Воронков и другие.

К середине 1980-х гг. региональная политическая элита пред-

ставляла собой весьма влиятельную политическую силу, объективно

не заинтересованную в каких-либо серьезных социальных переменах.

Подобное ее состояние не могло не вызывать серьезную озабочен-

ность у высшего политического руководства СССР. В отношениях с

партийными ставленниками на местах у него издавна сложились две

тенденции.

Первая, активно использовавшаяся в годы правления И.В. Стали-

на, заключалась в проведении периодических чисток среди регио-

нальных партийно-советских лидеров и элитных групп. Вызванная в

основном болезненной подозрительностью вождя, она преследовала

цель усиления контроля над региональными элитами, пресечения

местничества и сепаратизма. Так, первый секретарь любого респуб-

ликанского ЦК, краевого или областного комитета ВКП(б) — КПСС

не мог без личного разрешения главы государства выехать в коман-

дировку даже в соседний регион, например, для ознакомления с ор-

ганизацией мясозаготовок.

Вторая тенденция, к которой прибегал Н.С. Хрущев и отчасти

Л.И. Брежнев, заключалась в периодических (с большей и меньшей

степенью интенсивности) административных перестановках, смеще-

нии и назначении партийных и советских функционеров с одного по-

ста на другой и т. д. Подобная практика была обусловлена не только

решением кадровых проблем, но и применялась в качестве наказания

за нарушение партийной дисциплины, способствовала нейтрализации

возможного конкурента в борьбе за власть и др.

Данные тенденции обеспечивали лояльность региональных элит.

Однако превратить их в мощную политическую силу, направленную

на эффективное решение различных задач в своих регионах, зача-

стую не удавалось.

Начиная широкомасштабные реформы в середине 1980-х гг., но-

вое политическое руководство СССР, с одной стороны, традиционно

рассчитывало на лояльность региональных элит. С другой, планиро-

вало придать им мощный импульс развития посредством новых

принципов — гласности и демократизации.

Следует отметить, что региональная политическая элита уже не

являлась идеологическим монолитом, обеспечившим генезис Совет-

ского государства. Критические и даже оппозиционные настроения

постепенно проникли и в региональные партийно-государственные

органы. Многие работники ГК и РК КПСС, городских и районных

исполкомов отмечали скрытую напряженность в обществе, нараста-

ние конфликтности вследствие нерешенности многих социальных