Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

В.Ю. Разумовский

2

Гуманитарный вестник

# 9·2017

регионов, в соответствии с мировой практикой государственного

строительства, входят спикеры и депутаты региональных парламен-

тов, руководители органов исполнительной власти и их заместители,

отвечающие за различные направления ее деятельности. К элите от-

носятся руководители расположенных на территории регионов раз-

личных государственных ведомств. Наконец, в ее состав можно

включить лидеров местного самоуправления (мэров городов, глав

префектур и др.). Главным критерием принадлежности к политиче-

ской элите региона является доступ к рычагам власти и управления,

способность и возможность прямо или косвенно влиять на их содер-

жание, направленность и результат принимаемых решений.

Властвующая элита регионов СССР начала формироваться практи-

чески сразу после Октябрьской революции 1917 г., и данный процесс

был завершен в конце 30-х гг. ХХ в. Элита регионов стала главной (и

единственной) политической силой, способной возглавить, направить и

координировать социально-экономическое развитие конкретной союз-

ной республики, области или края в масштабе огромной страны. По

мнению Э.С. Радзинского, «созданная Сталиным система, соединившая

марксизм с мощным государством… объединяла всевластных руково-

дителей — маленьких вождей. А на вершине этой пирамиды — Вождь,

чья команда моментально исполняется малыми вождями»

[1]. Подобная

система, безусловно, полностью исключала какую-либо социальную

независимость, самостоятельность, инициативу.

Однако в тех социально-политических и экономических условиях

концентрация власти в руках тщательно отобранной и проверенной

группы людей была во многом оправданна. И это касалось в первую

очередь развития экономического потенциала страны. Региональная

политическая элита сыграла роль своеобразного приводного ремня,

благодаря которому местный народно-хозяйственного комплекс дей-

ствовал в рамках единой экономической системы СССР и одновре-

менно позволял решать социально-экономические проблемы своих

территорий. Можно согласиться с точкой зрения Б.Н. Ельцина, со-

гласно которой «при внешнем консерватизме была подготовлена база

для расцвета промышленности, науки, культуры. А тупая, но надо

признать, очень последовательная, административная жесткость поз-

волила накопиться некоторым благотворным тенденциям…» [2].

Наиболее ярко это видно на примере Центрального Черноземья.

В конце 1920-х гг. здесь преобладало крестьянское население, заня-

тое кустарным производством. Слабая транспортная инфраструктура,

неразвитое коммунальное хозяйство, весьма ограниченная культур-

ная жизнь, во многом сельский облик городов — все это напоминало

типичное российское захолустье, получившее немало критических

оценок современников и ставшее предметом злых шуток жителей

индустриальных и культурных центров страны.