Previous Page  3 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 17 Next Page
Page Background

Политическая элита регионов СССР и перестройка…

Гуманитарный вестник

# 9·2017 3

Однако в 1930-е гг. здесь начинается мощное промышленное

строительство. Возведение таких индустриальных гигантов, как Но-

волипецкий металлургический завод (1935), Липецкий тракторный

завод (1943), Курский завод тракторных запчастей (1947), Тамбов-

ский химический комбинат (1951), Воронежский авиационный завод

(1954), привело в 50–80-е гг. ХХ в. к росту городов, увеличению чис-

ленности проживающего в них населения. В этом бесспорная заслуга

региональной политической элиты, которой приходилось порой ре-

шать поставленные задачи в условиях недостатка денежных средств

и производственных ресурсов.

Однако в ее деятельности постепенно начали превалировать це-

ли, настроения и установки, идущие вразрез с общегосударственны-

ми. В экономике это нашло выражение в так называемой ведом-

ственности. В самом общем виде ведомственность представляла со-

бой действия органов управления (чаще всего, отвечающих за

экономическое развитие страны), связанные с преувеличением соб-

ственных, узковедомственных интересов, нарушением общественно-

го разделения труда.

Еще в 1930-е гг. советская промышленность была встроена в верти-

каль управления в лице трестов, главков, наркоматов союзного и рес-

публиканского подчинения. Она действовала достаточно эффективно, а

наркомы и красные директора несли персональную ответственность за

рациональное использование чуть ли не каждого кубометра бетона и

тонны горючего. Но к середине 1950-х гг. централизация стала посте-

пенно ослабевать, а мобилизационная экономика уступила место эко-

номике согласований. Весь народно-хозяйственный комплекс СССР

превратился, по сути, в огромный бюрократический рынок, а отноше-

ния в нем реализовались в рамках, заданных структурой производства и

различными институтами административно-политического управления.

По мнению М.С. Восленского, «здесь… происходил обмен властью,

исключениями из правил, престижем, т. е. всем, что имеет какую-

либо ценность»

[3]. Критериями успешных действий на этом своеоб-

разном рынке административно-политических статусов стала под-

держка непосредственных производителей товаров и услуг партийно-

советскими руководителями соответствующего или вышестоящего

уровня. А это, в свою очередь, давало возможность выйти на опреде-

ленные производственные, технологические показатели, нарушить

одну из многочисленных директив, инструкций и др., причем не по-

следнюю роль в данном процессе играла политическая элита регио-

нов. Во-первых, деятельность всех производителей координирова-

лась аппаратами комитетов РКП(б) — ВКП(б) — КПСС и отчасти

исполкомами Советов депутатов трудящихся всех уровней. По мне-

нию Т.И. Заславской, «система производственных отношений, в осно-