Previous Page  5 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 17 Next Page
Page Background

Политическая элита регионов СССР и перестройка…

Гуманитарный вестник

# 9·2017 5

витие сети дошкольных учреждений и всеобщее обязательное

школьное обучение, получение профессионального образования, все-

общая занятость населения стали для нескольких поколений совет-

ских людей важными преимуществами социальной политики СССР.

По свидетельству Г.А. Зюганова, «под руководством партийной эли-

ты была создана не имеющая в мире аналогов система социальной

поддержки населения» [7]. Региональные центры относительно быстро

приобрели современный облик, и к середине 1980-х гг. там были обес-

печены твердые гарантии жизни цивилизованного человека.

Однако экономический монополизм государства снижал эффек-

тивность им же принимаемых мер. Можно согласиться с точкой зре-

ния Г.Х. Попова о том, что «административным путем… со скрипом

были созданы сносные условия жизни “маленького человека”»

[8].

Медленные темпы строительства нового жилья, уравнивание резуль-

татов труда, перманентный дефицит промышленных товаров, пере-

бои с продовольственным снабжением — все это способствовало ро-

сту скрытого недовольства населения регионов.

Усиление в середине 1960-х гг. консервативно-охранительных

подходов к результатам деятельности региональной политической

элиты СССР привело к ее нравственному перерождению. В регионах

страны возникли мощные номенклатурные кланы во главе с партийным

лидером ЦК Компартии союзной республики, краевого или областного

комитета КПСС, с фактически узаконенной психологией местничества

в конфликте интересов как с союзным центром, так и другими региона-

ми. Это сопровождалось ростом интереса к институту собственности,

фактическому пересмотру многих ключевых постулатов марксистско-

ленинской идеологии. По свидетельству Е.Т. Гайдара, «номенклатур-

ные бонзы почувствовали себя достаточно уверенно, и сделали первый

крупный шаг по переходу от роли управляющих (при отсутствующем

владельце) к положению реальных хозяев» [9].

Властвующая элита регионов, наряду с активно нарождающимся

теневым бизнесом в 60–80-е гг. ХХ в., приняла участие в латентном

(скрытом) установлении контроля над государственной собственно-

стью, преимущественно коррупционным путем. Об этом свидетель-

ствует серия возбужденных на рубеже 1970–1980-х гг. уголовных дел

о коррупции и иных злоупотреблениях в различных регионах. По

оценке В.И. Колесниченко, «в результате преступной деятельности

оказались похищенными значительные денежные средства, кото-

рые… раздавались в виде взяток сверху донизу»

[10].

В показаниях фигурантов так называемых рыбного, хлопкового,

овощного и других уголовных дел упоминались имена видных пред-

ставителей региональных элит. Это первые секретари ЦК Компартии

Узбекистана Ш.Р. Рашидов и И.Б. Усманходжаев, первый секретарь