Previous Page  8 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 10 Next Page
Page Background

И.А. Щеглов

8

Гуманитарный вестник

# 8·2017

ливает в себе общественные модели (культуру, правила, предписания

и т. д.) для включения и функционирования в социальной среде, он

черпает себя из нее [12, с. 85, 86].

В российской социологии наблюдается деление условий социали-

зации личности на позитивные и негативные. Возникает вопрос —

что означают позитивные или негативные условия социализации?

И те, и другие являются обучающими, поставляют необходимые

практики для самоконструирования в личностно-жизненном про-

странстве. Человек изначально оказывается в определенных макро-

(географические, социокультурные, национальные) и микроусловиях

(семья, ближайшее социальное окружение). И он черпает себя из

этой данности условий как изначально обучающих и отправных для

дальнейшего развития и социализации.

Во-вторых, человек испытывает на себе различные воздействия

социальной среды, но не все из этого многообразия включается

в процесс социализации личности.

Потенциал социальной среды может нести в себе как позитивное,

так и негативное для конкретной личности содержание — ценностно-

смысловое, психологическое. Социализационный потенциал среды

полагает выбранные, внутренне переработанные и включенные в струк-

туру личности социальные практики в качестве ресурса для самокон-

струирования; справедливо сказать, что социализационный потенциал

заряжает, подпитывает, дополняет, поддерживает, наполняет человека

в ценностно-содержательном и психологическом плане.

Ресурсный подход позволяет не только преодолеть имеющиеся

в русле педагогической парадигмы недостатки в области осмысления

социализации личности, но также оптимизировать актуализируемые

в современную эпоху технологии социализации личности — разви-

тия и саморазвития, личностно-ориентированный, ценностный, соци-

ально-информационный подходы.

ЛИТЕРАТУРА



Воронцова Е.А. Социология социализации: проблемы и перспективы раз-

вития науки в современной России.

Ученые записки университета имени

П.Ф. Лесгафта

, 2010, № 12, с. 36–41.



Тесленко А.Н. Социализация молодежи: проблемы и перспективы соци-

ально-педагогических исследований.

Казанский педагогический журнал

,

2015, № 5, с. 112–117.



Мудрик А.В. Психолого-педагогические особенности социализации лично-

сти в условиях российского социума.

Вестник Академии права и

управле-

ния

, 2010, № 18, с. 165–173.



Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспита-

ния молодежи в условиях реформ.

Социально-политический журнал

, 1998,

№ 1, с. 148–154.



Фомин В.Н. К определению понятия личностного потенциала.

Знание. По-

нимание. Умение

, 2013, № 4, с. 244–249.