1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 8·2017 1

УДК 316.61 DOI 10.18698/2306-8477-2017-8-462

Ресурсный подход к социализации в социологии

как альтернатива

© И.А. Щеглов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Доказана неосновательность утвердившегося в российской социологии осмысле-

ния социализации личности в русле общепедагогической парадигмы. Представлен

авторский взгляд на социализацию личности. В контексте понимания социализа-

ции как процесса организации внутренней структуры личности посредством по-

нятий «социализационный потенциал» и «социализационный эффект» раскрыта

суть ресурсного подхода к теории социализации личности.

Ключевые слова:

социализация личности, внутренняя структура личности, социа-

лизационный потенциал, социализационный эффект, ресурсный подход

Социализация — понятие междисциплинарное, находящееся на

стыке изучения социологии, психологии, философии. В социологии

оно занимает достойное, но неоднозначное место. Недостаточность

теории социализации в современной российской социологии заклю-

чается в том, что она строится в общепедагогическом ключе. Веду-

щими научными подходами к изучению социализации являются

субъект-объектный и субъект-субъектный.

Отождествляемый с понятием «агент» субъект социализации

предстает в роли проводника социализирующего воздействия, а объ-

ект социализации — в роли того, на кого направлено социализирован-

ное действие. Авторская позиция относительно неосновательности та-

кого подхода к проблеме социализации актуализирует потребность

альтернативных подходов к ней. В данной статье рассмотрен ресурс-

ный подход.

Возникший на Западе в 50–70-е гг. ХХ в. ресурсный подход при-

менялся в таких сферах, как экономика, психология, менеджмент, пе-

дагогика, медицина. В каждой из них он обретает свой смысл. Глав-

ный тезис ресурсного подхода в воспитании — устойчивый успех как

достижение поставленной цели. В чем заключаются значение и смысл

ресурсного подхода применительно к теории и практике социализа-

ции? Представим авторское видение ответа на этот вопрос.

Исследователи справедливо признают отсутствие целостной кон-

цепции социализации [1, с. 38]. Наряду с этим стремление «осмыс-

лить социализацию как явление педагогическое» [2, с. 113] уязвимо.

В российской социологии наблюдается общая тенденция: воспи-

тание рассматривается как составная часть процесса социализации,

а социализация — как более широкое по отношению к воспитанию