Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Ресурсный подход к социализации в социологии как альтернатива

Гуманитарный вестник

# 8·2017 5

шает его представительства в пространстве социализации. Автор

имеет в виду следующее.

В статистическом понимании чем богаче и разнообразнее соци-

альная среда, тем выше шансы получить ресурсную — содержатель-

но обогащенную и одухотворенную — личность. Означает ли это,

что чем богаче и разнообразнее социальная среда, тем она ресурснее

для личности? С таким положением можно согласиться лишь теоре-

тически.

Понятия избыточности, обогащенности (внешнего присутствия

в лице социальных акторов, субъектов) — условны. Они не предпо-

лагают абстрактно высокие состояния и характеристики. Здесь идет

указание не на качество ресурсности, а на социализационную миссию

социальных акторов, которая заключается в оказании содействия,

поддержки личности.

Иначе говоря, для одного человека некий социальный актор вы-

ступает агентом социализации, а для другого — нет. Это означает,

что один человек видит в нем для себя питательную, ресурсную ве-

личину, а другой — нет. Здесь вопросы культуры и образования вы-

ступают в своем социологическом (на уровне общества и государ-

ства) измерении: чем выше уровень культуры в обществе, тем более

это оценивается позитивно. Иначе обстоит дело с частным сектором.

Если социальный актор не представляет интерес для конкретного че-

ловека, то в этом случае — не включается в его личностное про-

странство. Социализационный ресурс — источник самоконструиро-

вания. В его основе лежит принцип дополнительности. Таким

образом, то (тот), что (кто) обогащает, содействует развитию лично-

сти — и является в отношении нее ресурсным.

В этой связи необходимо обратиться к термину «социализацион-

ный эффект». Понимание категории «эффект социализации» различ-

но, вместе с тем имеет общую направленность. Она отождествляется

с такими понятиями, как «эффективность», «результативность» про-

цесса социализации личности (рассматривается наряду с понятием

«результат»), «социализированность», «успешная социализация»,

«социальная зрелость» [9]. Определяющим в осмыслении категории

«эффект социализации» служит понятие успешной социализации,

используемое в качестве указания на степень включенности индиви-

да в социальную среду.

В таком ключе понятие «эффект социализации» становится по су-

ти инструментом оценивания человека по заданным критериям

и несет в себе ссылку на принятые в обществе нормы, стандарты, об-

разцы. Исходя из этой логики, имеет место деление социализационно-

го эффекта на положительный, который содействует целям, задачам,

ценностям социальной среды, и отрицательный, который расходится с

ними, препятствуя их реализации.