Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

И.А. Щеглов

6

Гуманитарный вестник

# 8·2017

Определение социализации как процесса усвоения человеком

норм, стандартов, ценностей общества, в котором он живет, недоста-

точно. Тем не менее именно такой тип определения доминирует

в современной российской социологии. Подчеркнем: социализацион-

ный эффект обладает собственным запасом прочности и избыточно-

сти. Он может быть высоким при низких показателях дисциплиниро-

ванности и низким на фоне дисциплинарных успехов индивида.

Социализационный эффект можно рассматривать в двух измере-

ниях: социально-психологическом и ценностно-содержательном.

В основе первого — социальное окружение, социальная атмосфера,

социально-психологический климат, характер межличностных отно-

шений, организации труда. В основе второго — ценностно-смысловое

содержание человеческих ресурсов.

Социализационные процессы строятся на кооперативных эффек-

тах, на взаимопитании ресурсов. Человек есть ресурс как для себя,

так и для мира. В основе социализации лежит питательный ресурс,

т. е. обусловливаемый эффектом насыщения внутренней структуры

личности за счет общения человека с социальной средой. «Как чело-

веческие существа мы не являемся изолированными системами. Мы

получаем извне создающую в нас энергию пищу и в результате явля-

емся частями более обширного мира, содержащего эти источники

нашей жизнеспособности» [10, c. 30].

Низкий социализационный эффект объясняется дефицитом пита-

тельной среды (в социально-психологическом, ценностно-смысловом

понимании) для конкретной личности, и наоборот.

Источниками социализационного эффекта выступают:

участники социального пространства (социальные агенты, ин-

ституты, в частности, агенты и институты социализации, значимый

Другой);

ситуация присутствия: обстоятельства, события;

состояние присутствия: условия, социальная атмосфера, соци-

альное окружение.

Социализационный эффект присутствия имеет общие черты

с иными проявлениями и формами средового присутствия:

факт присутствия, т. е. данность;

содержание присутствия, т. е. текст;

форма присутствия (образ или картина присутствия).

Также социализационный эффект имеет свою специфику, которая

схематично выглядит как:

встреча с присутствием;

впускание (в себя) присутствия;

эффект от того, что оказалось впущено.

Социализационный эффект присутствия — не просто эффект от

внешней среды и ее воздействий, а эффект от того, что из всего объ-