Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

И.А. Щеглов

4

Гуманитарный вестник

# 8·2017

Социологически действует своего рода запрос на социализацион-

ный потенциал социальных акторов и институтов, попадающих в поле

научного интереса. Он формулируется в виде выдвигаемых условий,

предъявляемых требований, ожиданий по принципу соответствия со-

циального института смысловым, духовным и иным показателям.

Запрос на социализационный потенциал институтов социализа-

ции — семьи, СМИ, образовательных учреждений — имеет справед-

ливое обоснование. Институт социализации — это образец, действу-

ющий в системе общества и призванный осуществлять функции ее

поддержки и сохранения. Поэтому проблемы, касающиеся конкрет-

ных институтов социализации, это также проблемы общества и госу-

дарства. Центральное внимание уделяется направленности социали-

зационного потенциала социальных институтов и их носителей.

Особое место в научных исследованиях занимают СМИ, так как

направленность информационных потоков задает стандарты и образ-

цы в различных сферах общественной жизни.

Однако ставка на высокие стандарты и образцы в качестве усло-

вия «эффективной» социализации не оправдана. Берется за основу

абстрактный эталон, в результате чего, например, «российские уче-

ные… разработали модель “качественной” семьи…» [7, с. 199, 200].

Осмысление понятия «социализационный потенциал» в педаго-

гическом русле не дает значимых результатов. Следует различать со-

циализационный и дисциплинарный потенциалы.

Во-первых, социализационный потенциал не является целевым.

Он не задан социальными, нравственными, правовыми нормами

и стандартами, не имеет институционального представительства

в социальной системе.

Во-вторых, социализационный потенциал нельзя понимать как

однозначную данность. В основе дисциплинарной модели — органи-

зационные установки: правила, законы, предписания, ориентация на

строгие механизмы функционирования, минимизацию неоднознач-

ности. Успех дисциплинарного потенциала измеряется показателями

достижимости поставленных задач и целей. Социализационный по-

тенциал открыт субъективации — креативности потребления и про-

чтения внешнего присутствия социальным субъектом.

В-третьих, агент социализации — понятие не абсолютное, а пе-

ременное и условное. Его определяет не статусно-ролевое, а миссио-

нерское положение в социальном пространстве [8]. Он действует не

как человек, занимающий положение в системе общества, а от своего

имени. Трудно не признать, что богатство содержания социального

агента во многом определяется уровнем культуры, образования, вы-

сокими качественными характеристиками. Чем менее он содержа-

тельно обогащен, тем менее привлекателен, ресурсен. Но это не ли-