Previous Page  7 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 10 Next Page
Page Background

Ресурсный подход к социализации в социологии как альтернатива

Гуманитарный вестник

# 8·2017 7

ема окружающей социальной действительности, с которой соприка-

сается человек, оказывается впущенным в себя.

Эффект впущенного в себя присутствия измеряется тем, чего че-

ловек достигает для себя в процессе и результате общения с внешней

средой. Вопрос здесь заключается не в том, чем наполнило человека

то социальное присутствие, с которым имело место общение, а то,

что человек вынес из него для себя.

Социализационный эффект в контексте понимания социализации

как

процесса организации внутренней структуры личности

[11]

включает в себя вход и выход.

На входе — процесс отбора из существующего многообразия че-

го-то своего, т. е. близкого, приближенного к себе. Это наглядно про-

является на фоне информационного пространства, когда человек из

всего разнообразия информационных потоков ищет и выбирает то,

что ему ближе по внутриличностным (мотивационным, ценностным,

смыслосодержащим) и социально-личностным (статусно-ролевым,

половым, национальным и иным) критериям.

На выходе — перевод и оформление того, что выбрано в соб-

ственную внутреннюю структуру. Входящее социальное присутствие

непосредственно не связано с тем, что общество получает от челове-

ка на выходе, поскольку в действие вступает внутренняя переработка

впускаемого в себя присутствия, которая следует собственной логике

и зависит от индивидуальных свойств личности. В основу социали-

зационного эффекта в результате закладывается принцип дополни-

тельности. Нечто выбранное, переработанное (под себя), включенное

(в себя), дополняет саму личность. Человек дополняет себя в пользу

складывания собственного «я».

Жизненные установки, планы, приоритеты и ценности предопре-

деляют приближенность или удаленность человека в отношении обо-

зримых им форм присутствия. Направленность личности как понятие

в психологии несет в себе осознание выбранного человеком жизнен-

ного пути, отражает форму социализации личности, объединяя пер-

сонализированное (профессия, вид деятельности) и личностно-

ориентированное (предпочтения, склонности, интересы). Профессия,

специализация не просто накладывают отпечаток на человека, а яв-

ляются достижениями личности. В действие вступают понятия «жиз-

ненная траектория», «жизненное самоопределение», «личностный

рост». А понятия «жизненный успех», «карьера», «случай» работают

по принципу жизненной ситуации.

Исходя из понимания социализации личности как самоорганиза-

ции на базе социальной среды, резюмируем два основных положения.

Во-первых, потенциал социальной среды служит для потенциала

человека основой становления и развития. Человек не просто накап-