Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Расчетное моделирование изменения формы лунного диска…

Гуманитарный вестник

# 9·2016 7

доля часа, но никак не совокупность нескольких часов. Существо-

вавшие примеры это подтверждают [2, с. 280, 281]. По-видимому,

впервые понятие «дробный часец» применил Кирик Новгородец в

«Учении» (1136 г.) в качестве названия пятой части часа. Он также

ввел убывающую систему «дробных часцов», составленную по пяте-

ричному принципу, — от пятой части часа (1-й дробный часец) до

седьмых дробных часа включительно [7, с. 198–212].

Перейдем к заключительной части текста, где последний (четвер-

тый) раз встречается понятие «дробный часец». Здесь говорится сле-

дующее о видимой «жизни» Луны: «А часом <будет> 660 и 4 часцы

дробных». Выполним соответствующие подсчеты:

9 × 4 = 36 (количество часов в 4 дробных часцах);

660 + 36 = 696 (количество часов видимой «жизни» Луны);

696/24 = 29 (количество суток видимой «жизни» Луны).

В результате получается, что видимая «жизнь» Луны в наиболее

древней части изучаемого текста равнялась 29 «косым» дням

(и 29 «косым» ночам); и в дополнительной части она соответственно

равна тому же — 29 «равноденственным» суткам. Введя в научный

оборот рассматриваемый текст, А.Ю. Козлова трактовала понятие

«дробный часец» в качестве признака, показывающего, что древне-

русские писцы включали в «Толковую Палею» «научные сведения,

возможно связанные с апокрифической традицией книги» [2, с. 281].

Установление необычной трактовки «дробного часца» как равного

9 часам делает еще более обоснованным вывод А.Ю. Козловой о связи

обнаруженного ею текста с апокрифической книжностью. 9-часовой

«дробный часец», возможно, следует понимать в качестве календар-

ного новшества XVI–XVII вв. Так, В.Ф. Райан отмечал, что «когда в

русском списке появляется новый пункт (чаще всего это происходит

в XVI–XVII вв.), он относится к чему-то особенному…» [9, с. 211].

Особенным в позднейшей части списка «А егда будет Луна» является

использование «дробного часца» в необычном значении 9-часовой

величины.

О значении трактата «А егда будет Луна».

Общекультурное

значение.

Материал произведения вписывается в недостаточно разра-

ботанную проблему историографии, связанную с изучением альтер-

нативных взглядов на историю культуры Руси и отечественного ис-

торического процесса в целом [12, с. 113, 114]. Он расширяет источ-

никовую базу соответствующего направления текстом исследо-

вательского характера. Изучение вычислений в опубликованном

А.Ю. Козловой тексте показывает, что составляющие его содержание

расчеты являются своего рода математической моделью месячного

изменения геометрии лунного диска. Имеются в виду изменения,

начинающиеся от неомении (молодой Луны) и продолжающиеся до