Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Р.А. Симонов

2

Гуманитарный вестник

# 9·2016

сов и 1 дробный часец. Егда будет пол15 дни (14,5. —

Р.С.

) и тогда

полнь

2

бывает. И отселе 4 дня — сухое время, а потом сыро до ветхо-

го перекроя. И в те пол15 дни Луна исполнится. Того ради причита-

ется ей от настатя 330

3

часов и 2 часца дробных. Егда будет лунному

месяцу 22 дни без чет[и]. И тогда совокупится часов — от настатия

Месяца

4

495 и 3 часцы дробных. А от ветховаго перекроя <прошло>

7 дни 3 часы. И того всего считается 29 день и полдня. А [ч]асом

<будет> 660 и 4 часцы дробных».

Рассматриваемый текст содержит древнюю основу, на которую,

как на исходную модель надевается новая «одежда», содержащая

«украшение» в виде понятия «дробного часца». Реконструкция ис-

ходного текста может быть такой: «А егда будет Луна 7-ми дней

3-х часов. То есть молоду перекрои. И тако считают мудрецы. Егда

будет пол15 (14,5) дни, тогда полнь бывает. И от селе 4 дня — сухое

время, а потом сыро до ветхого перекроя. Егда будет лунному месяцу

22 дня без чети. А от ветхого перекроя <будет> 7 дни 3 часы».

Изучение древней части текста «А егда будет Луна».

Чтобы

понять смысл и значение рассматриваемого текста о Луне, необхо-

димо опираться на сумму сведений по соответствующим вопросам

астрономии Древней Руси. Такие сведения содержит недавно вы-

шедший фундаментальный труд известного историка науки

Д.О. Святского с комментариями и дополнениями доктора физико-

математических наук М.Л. Городецкого [3]. Д.О. Святский сообщает

следующее: «Наши предки, увидев на небе в “начале нарождения

Месяца” молодой серп Луны, или “новец”, считали 165 часов, или,

округло, семь суток до “нового перекроя” (первой четверти), семь

суток до “подполони” или “ущерба” (полнолуния), семь суток до

“ветхого перекроя” (последней четверти) и семь суток до “межей”,

т. е. до момента исчезновения Луны в лучах Солнца перед следую-

щим новолунием. Эти четыре недели вместе с “межами” или “межи-

месячьем” составляли 29 суток лунного месяца» [3, с. 316].

Судя по данным Д.О. Святского, материал списка «А егда будет

Луна» относится к вопросам, которые находились в центре внимания

древнерусских астрономов и хронологов. Поэтому, сопоставляя дан-

ные Д.О. Святского с текстом списка, можно установить, что нового

он вносит в историю астрономии и хронологии Древней Руси. При

сравнении выявляем следующие проблемы:

2

«Полнь», что по-древнерусски значит «полнолуние», в передаче текста

А.Ю. Козловой — «полнъ» (с «ером» на конце).

3

В передаче текста А.Ю. Козловой — 301 вместо 330, возможно, из-за

путаницы переписчиком похожих в кириллице «буквенный» цифр: Л (30) с А (1).

4

Здесь слово «Месяца», приводящееся со строчной буквы, можно принять за

«месяц» (календарный), а не Месяц (спутник Земли); последнее более отвечает

смыслу текста.