Previous Page  9 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 14 Next Page
Page Background

Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…

Гуманитарный вестник

# 3·2016 9

свойства артефактов. Современный тип рациональности (особенно

техническая) предполагает развитие не только пространственного, но и

визуального мышления [13, с. 123].

Последнее представляет собой

синтетический тип мышления с наглядными компонентами (вообра-

жение-изобретение, чертеж, модель, последовательность конструи-

рования искусственного объекта). «Проектирование и имитационное

компьютерное моделирование дают возможность на основе идеализи-

рованного компьютерного эксперимента осуществить анализ и расчет

будущего функционирования сверхсложных проектируемых систем в

различных областях инженерного познания и деятельности» [11,

с. 129]. В процессе преподавания дисциплин в технических универ-

ситетах необходимо найти оптимальное сочетание взаимосвязи и

взаимодействия аудиального, визуального, тактильного элементов

познавательных образов-моделей, ориентироваться на концепцию

системного обучения. Очевидно, что в технических вузах в целях

развития визуальной культуры и пространственного мышления

следует отводить часы на спецкурсы по изобразительному искусству

(рисунок), геометрическому проектированию, имитационному

компьютерному моделированию, техническому и эстетическому

дизайну. В этом студенту помогают компьютерные программы

ANSYS, inVENTer, SolidWorks и др.

Студент-технарь менее чем гуманитарий ориентирован на

рационально-понятийное,

дискурсивно-логическое,

абстрактно-

обобщенное мышление. Его мышлению присущи конкретность,

алгоритмичность, визуальность, пространственное воображение, что

создает трудности как для преподавателя философии, так и для

обучающегося философии студента. Поэтому следует обращать

внимание на язык общения и специально и усиленно работать с

категориальным аппаратом, используемым в философии. Объяснение

смысла понятий, выделение ключевых слов, анализ последо-

вательности суждений и логика рассуждений, четкость изложения

проблем помогут студенту ориентироваться в сложном для его типа

мышления философском тексте, научиться самостоятельно давать

определения обсуждаемым феноменам и событиям. При общении на

занятиях усиливается роль не только вербально-понятийных, но и

невербальных составляющих коммуникации — экстралингвистики,

проксемики, кинесики, визуальных контактов и пр. Преподаватель —

партнер по общению, который всем своим видом должен вызывать

положительные эмоции у студентов.

В процессе обучения преподаватель сталкивается с таким парадок-

сом: информационно-техническое развитие студента, обучающегося в

техническом вузе, в ряде случаев его «оглупляет», студенты сами от-

мечают нехватку и потерю ранее имевшихся гуманитарных знаний.