Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…

Гуманитарный вестник

# 3·2016 7

ся расположения и доверия студентов, показать свой профессиональ-

ный, культурный, личностный уровень, оправдать статус наставника.

Именно преподаватель должен продемонстрировать, что научная ра-

циональность связана с целесообразностью, она опирается на знание

объективных законов мира, свободу и новизну мышления, доказа-

тельность и критичность суждений, умение объединять теорию и

практику, формировать императивы гуманизма и рационализма.

В процессе взаимодействия, опираясь на общность языка, единство

культуры, картин мира, понятийных матриц, важно заинтересовать

студентов философскими и общегуманитарными проблемами, пока-

зать необходимость понимания мировоззренческих, познавательных,

методологических, аксиологических, этических проблем, которые с

неизбежностью возникают в процессе функционирования человека в

мире постоянно меняющейся технической реальности.

В современной техногенной цивилизации с индивидом происхо-

дят сложные метаморфозы, он сталкивается с переплетением разных

видов реальности, включающих и реалии виртуального мира. Инди-

вид «оказался творцом, продуктом и элементом этой искусственной

среды» — места обитания человека. Признание виртуальной реаль-

ности означает, что в ее состав включены воображение, восприятие и

оценка. Виртуальные события как совокупность элементов и связей в

бытии человека формируют «структуру виртуальной реальности»

[9, с. 281]. Проблема виртуальной реальности актуальна в связи с пе-

реходом к компьютерам с процессорами шестого поколения, игро-

выми консолями седьмого поколения, когда пользователь может об-

щаться в выбранном им формате, используя голосовые команды, так-

тильные датчики, виртуальные клавиатуры, создавая разнообразные

воображаемые модели и воплощая их с помощью 3D-принтера в объ-

екты и т. п. Картина жизни продвинутого «технаря» описана В. Пеле-

виным в романе «Любовь к трем цукербринам». Главный герой —

тролль Кеша — после взрыва офиса живет в новом электронном во-

площении, получая с экрана команды, воюя с террористами, меняя

условия свиданий с воображаемой японской девушкой и пр. Он —

флешка, на которой в случайном порядке фиксируются фрагменты

культурного кода, «прилетающие из информационного простран-

ства… Нет ни злодеев, ни извращенцев, есть только скрипты, по-

слушно отрабатывающие одну строку кода за другой» [10, с. 325].

Мир главного героя — электронная система как реальность, в кото-

рую он когда-то бездумно вошел и из которой уже невозможно вы-

браться.

Компьютерная сеть опутала планету и головы миллиардов людей,

порождая проблемы познавательного, понятийного, коммуника-

тивного, психологического плана, которые должны решаться в сфере