Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Образование в информационном обществе: специфика преподавания философии…

Гуманитарный вестник

# 3·2016 3

честву провальных проектов, не реализованных в социуме. Более то-

го, избыточность информационных потоков затрудняет принятие

верных решений, приводит к росту психических и физических нагру-

зок. Исследователи подсчитали, что в современном мире каждые 18

месяцев происходит удвоение информации, следовательно, при раз-

личии темпов старения знаний в разных отраслях науки, во многих

учебных дисциплинах информация перманентно обновляется. Из

этого следует, что студент за период своего обучения 3-4 раза столк-

нется с обновлением информации, трансформацией специализирован-

ных знаний. Обучающемуся в вузе студенту самостоятельно разобрать-

ся в этих процессах сложно, поэтому возрастает роль преподавателя,

наставника, партнера по отбору и классификации новой информации,

методиста, помогающего усвоению и использованию знаний.

Преподаватель со своей стороны, взаимодействуя со студентами,

в настоящее время сталкивается с низким уровнем общей культуры и

явно обозначившейся «функциональной неграмотностью» молодежи

[2, с. 16, 17]. Подготовка преподавателя, работающего в высшей

школе, также требует кардинальных изменений, учитывающих со-

временные реалии: повышение уровня профессионального и личност-

ного роста, возможность и способность ведения диалога и полилога со

студентами, коммуникативная открытость, доброжелательность, готов-

ность к партнерству, интерактивному взаимодействию [3, с. 27–33].

Конкурентоспособными странами окажутся те, которые, оценив ком-

плекс насущных образовательных проблем в техногенной цивилиза-

ции, будут вкладывать существенные бюджетные и частные средства

в поддержку соответствующего эпохе уровня образования, с четко

продуманной системой и вариативными моделями образования.

Изменяются содержание, модели и методы образования. Оно пе-

рестает ориентироваться на зубрежку, поскольку необходимая ин-

формация имеется в свободном доступе, и направляется на развитие

личности студента, его способности к творческому и оценочному

мышлению, эффективному решению возникающих проблем, своевре-

менной адаптации к меняющимся условиям бытия. Обучение становит-

ся не просто пятилетним процессом посещения учебного заведения,

заканчивающимся получением диплома, а непрерывным самосовер-

шенствованием в постоянно меняющейся среде научно-технической

реальности. Информатизация формирует новые требования к студенту,

меняется набор компетенций, на первый план выдвигается развитие

мышления, способность приобщаться не только к научно-техни-

ческой, но и гуманитарной культуре, призванной расширять круго-

зор, обучаться ведению дискуссии, развивать терпимость к культур-

ному и духовному плюрализму. Функционирование инфосферы и

протекающая в мире цифровая революция фундаментально изменили