1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 3·2016 1

УДК 101.1+130.2.62+371 DOI 10.18698/2306-8477-2016-03-346

Образование в информационном обществе: специфика

преподавания философии в техническом университете

© Т.П. Малькова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены проблемы образования в информационном обществе и специфика

преподавания философии в техническом университете. Исследована модель «об-

разование как партнерство». Проанализированы особенности современной техни-

ческой реальности, приведено определение технической рациональности, на основе

которой должно строиться преподавание философии. Даны практические реко-

мендации.

Ключевые слова:

образование, информационное общество, философия, мировоз-

зрение, модель партнерства, инновационный инженер, техническая реальность,

техническая рациональность.

Системе образования в обществе, находящемся на стадии информа-

ционного развития, с ускоряющимися темпами научно-технического

прогресса требуется уделять особенно пристальное внимание. Социум

нуждается в профессионалах различных специальностей, в том числе

технических. В РФ насчитывается около 1300 технических вузов, еже-

годно выпускающих порядка 450 000 инженеров, конструкторов, про-

граммистов. Актуальность анализа проблем образования, его гумани-

тарной составляющей связана с тем, что наряду с потребностями в под-

готовке узких специалистов растет востребованность в «фундамен-

талистах» — специалистах, свободно ориентирующихся и адаптирую-

щихся к изменившейся социокультурной реальности, справляющихся с

лавиной новой информации, легко приспосабливающихся к техниче-

ским новинкам, ежедневно появляющимся на потребительском рынке.

Технологическая экспансия, «общение» с гаджетами разного уровня,

безличность инновационных технологий снижают уровень человече-

ского, межличностного общения. Существовавшее ранее «высокое

соприкосновение» субъектов, межчеловеческие связи, сложившиеся

в социокультурном пространстве до века господства компьютеров и

гаджетов, способствовали формированию и развитию человеческих

ценностей, без которых не существует цивилизованное общество. В

новых социокультурных условиях современное образование призва-

но не просто транслировать и закреплять имеющиеся в распоряжении

социума знания, его насущная задача — приобщение к социокуль-

турным ценностям, выработанным человечеством, обучение ориен-

тироваться, оценивать, размышлять в рамках реалий информацион-