Previous Page  10 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 14 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

10

Гуманитарный вестник

# 3·2016

Педагоги даже отмечают появление «вируса невежества» [14,

с. 125–127]. Способность концентрировать внимание на предмете изу-

чения снижается, внимание «порхает», мышление становится клипо-

вым. Хуже понимается и запоминается содержание текстов, текст как

бы сканируется, из него выхватываются детали, страдает логика вос-

приятия. «Интернет-пользователи», постоянно работающие с элек-

тронными устройствами, становятся зависимыми от них, они все чаще

испытывают стресс от отсутствия тактильного или визуального кон-

такта с компьютером (планшетом, айфоном и др.) и связи с сетью [15,

с. 2]. Некоторые молодые люди не могут оторваться от гаджетов не

только на учебном занятии, но даже в театре или консерватории, слу-

шая «Реквием» Моцарта, что удивительно для представителей другого

поколения и культуры.

Увеличивающееся время «общения» с машиной — одна из явных

дегуманизирующих тенденций «компьютерной» коммуникации. Об-

разы современных партнеров общения: виртуального друга, монито-

ра, айфона — тревожный психологический феномен. Это диктует но-

вые требования к образованию. Учебные программы в университетах

должны быть вариабельными, ориентированными на творчество,

обеспечивающими «высокое соприкосновение» студентов между

собой и с преподавателями. Не стоит экономить на спецкурсах по ис-

тории культуры, психологии, этике, эстетике, основам общения.

Культурное отчуждение студенчества от философии и других гума-

нитарных предметов чревато непредсказуемыми последствиями для

социума [16, с. 76–82].

Образование как сложившийся в веках феномен обладает антро-

пологическим смыслом. Просветительская, познавательная, развива-

ющая, коммуникативная и др. функции образования направлены на

студента, познающего первозданный и искусственно созданный тех-

нический мир, идентифицирующего свое «я», возможности и пер-

спективы личностного и карьерного роста. К сожалению, в последние

годы гуманитарная составляющая образования сокращается, умень-

шаются часы, урезаются программы. Минимизируется воспитатель-

ная функция образования, понимание «сущего» и «должного» всту-

пают в противоречие, преодолеть которое самостоятельно молодому

человеку весьма непросто. Но именно гуманитарная составляющая в

образовании студентов является важным фактором интеграции лю-

дей в мировую культуру, она обеспечивает связь поколений, способ-

ствует партнерскому общению в процессе обучения [17, с. 26].

Студенты, к сожалению, не всегда осознают себя участниками

созидания культурных ценностей в собственной стране (популяр-

ность обучения за границей, утечка талантливых «мозгов»). Суще-

ствуют образовательные модели, ориентирующиеся на подготовку